Наиболее целесообразным является строительство атомной станции на территории Плесецкого района
За последние 100 – 120 лет численность населения планеты утроилась. Этому способствовало значительное потребление углеводородного сырья. В отличие от многих природных богатств, запасы нефти исчерпаемы. Сколько еще десятилетий из недр будут выкачивать этот бесценный дар? Ученые почти всех стран убеждены, что к 70 – 80 годам XXI века легкодоступные месторождения углеводородного сырья будут исчерпаны.
Значит, нужны поиски других источников энергии:
На нашей планете все целесообразно, и благо, что источники энергии имеются в виде радиоактивных элементов. Россия и многие страны мира располагают достаточным количеством этого сырья. Энергия, получаемая на атомных станциях, занимает все более существенное место в общем энергетическом балансе.
Как же выглядит на общем фоне Россия? Страны, располагающие меньшими запасами углеводородного сырья, развивают атомную энергетику. Так, Китай и Индия планируют до 2020 года ежегодный ввод в эксплуатацию по атомному блоку мощностью 1 млн киловатт. В энергетическом балансе многих стран атомные станции занимают ведущее положение: Франция – 80%, Бельгия – около 60% и т.д. В то же время на территории Японии, меньшей России более чем в 45 раз, расположено 53 атомных станции (в России – 30). У нас эти станции производят лишь 17% от общего энергетического баланса. Имея в достаточном количестве радиоактивное сырье, Россия медленно развивает атомную энергетику.
Безусловно, на нас негативное влияние оказала Чернобыльская трагедия. Но какими бы нефтегазовыми ресурсами ни располагала страна, в обозримом будущем необходимо развивать атомную энергетику.
В Архангельской области долго дискутировался вопрос строительства атомной станции теплоснабжения. Первоначально оно планировалось в районе весьма неустойчивых пород. Хорошо, что вовремя одумались и отказались от такого проекта. Затем речь зашла о строительство АЭС в районе Рикасихи – между двумя самыми крупными городами области.
По моему глубокому убеждению, это тоже не самый удачный вариант. Устье Северной Двины еще окончательно не сформировалось. Нет стопроцентной гарантии (а она должна быть), что в будущем какие-либо подвижки земной коры не нарушат целостность такого весьма ранимого промышленного объекта, как атомная станция.
В то же время в области есть огромная территория площадью более 25 тыс. кв. км под названием Ветреный пояс. Он представлен древнейшими, очень устойчивыми горными породами. Так что нет смысла тратить средства на изучение территории Рикасихи, выбрасывать деньги на ветер. А наиболее целесообразным является строительство атомной станции на территории Плесецкого района, западнее (или северо-западнее) Североонежского бокситового рудника (СОБРа).
В настоящее время СОБР располагает значительными детально разведанными запасами бокситов и обеспечен ими на длительную перспективу. Хватит на весь XXI век, а на уровне сегодняшних объектов добычи значительная часть запасов останется и на XXII.
Конечная цель добычи бокситов – получение металлического алюминия. К сожалению, на сегодня область вывозит только первичное сырье. В ценности алюминия никто не сомневается. Этот металл лежит в основе не только самолетостроения, но и строительной, автомобильной и других индустрий.
Но переработка бокситов для производства глинозема, а затем и металлического алюминия – весьма энергоемкий процесс. Для получения одной тонны алюминия потребуется огромное количество электроэнергии – в среднем не менее 20 тысяч киловатт-часов. В случае строительства атомной станции в районе СОБРа легко будет решен вопрос строительства здесь глиноземного завода. Зачем возить через всю страну сырье в районы с дешевой электроэнергией? Кроме того, североонежские бокситы содержат ряд ценных, в том числе редких и рассеянных элементов и компонентов: галлия, скандия, двуокиси ванадия и др.
Сейчас эти элементы не извлекаются, но технологические способы уже известны. В Венгрии давным-давно из бокситов получают двуокись ванадия. Еще в советские времена из руды Аркалыкского месторождения (Казахстан) извлекали галлий. Особую ценность представляет скандий, который используется в космической промышленности. Лет сорок тому назад скандий ценился в 30-40 раз дороже золота. Не думаю, что этот элемент утратил свою значимость.
Строительство атомной станции в Плесецком районе даст мощный толчок развитию строительной индустрии. Ведь недалеко от СОБРа имеются многочисленные месторождения строительного калия, пригодного не только для прямых строительных работ, но и для производства изоляционных материалов, камнелитейных труб и т. п.
Не следует забывать, что в этом же районе находится крупное месторождение палыгорскитовых глин. Уникальные свойства этих пород позволяют полностью локализовать негативное воздействие радионуклидов на окружающую среду. В порядке отступления отмечу, что подобные глины, называемые аттапульгитами, в США применяются в 80 отраслях промышленности.
Но вовлечение в сферу промышленного освоения указанных природных богатств без мощной энергетической базы немыслимо. Мы часто возмущаемся, что рубим лес и продаем кругляк на сторону, а затем оттуда получаем в десятки раз более дорогую готовую продукцию. То же самое творится с бокситами. СОБР продает только сырье, других вариантов у него нет.
И не следует забывать, что и развитие космодрома Плесецк без хорошей энергетической базы нереально. Россия – космическая держава, она не должна терять свои позиции.
Будет АЭС на Ветреном поясе, протянуть ЛЭП СОБР – Архангельский промузел не составит особого труда. Будет мощная энергетическая база в этом районе – и процветут не только юг области, но и другие города и поселки.
Итак, обобщу аргументы в пользу строительства атомной электростанции в Плесецком районе:
1. Здесь горные породы сформировались более миллиарда лет назад, они устойчивы и обеспечивают максимальную безопасность эксплуатации станции.
2. Здесь сконцентрированы огромные запасы не только детально разведанных бокситов, но и залежи, оцененные поисковыми работами. Дешевая энергия позволит извлечь из бокситов не только глинозем, но и ценные редкие и рассеянные элементы. К тому же в районе разведано достаточное количество глиноземных известняков, необходимых для технологического процесса при извлечении глинозема. Если учесть, что из 1 тонны бокситов можно получить 400 кг глинозема, то объем перевозок по железной дороге до регионов с дешевой электроэнергией уменьшится в 2,5 раза.
3. Дешевая энергия даст мощный импульс развитию строительной индустрии. Само строительство станции обойдется значительно дешевле по сравнению с ее размещением в любом другом районе области. Ведь здесь же находятся крупные месторождения базальтов. При наличии электроэнергии на базе этого сырья можно строить мощное предприятие по производству облицовочного камня, брусчатки, каменного литья с целью выпуска долговечных труб, минеральной ваты и т.д.
4. Для расширения базы космодрома Плесецк и всей инфраструктуры потребуется большое количество электроэнергии и ценных строительных материалов.
5. Подача электроэнергии по ЛЭП СОБР – станция Плесецкая – Архангельск возродит все заброшенные населенные пункты вдоль железной дороги Москва – Архангельск.
6. Строительство газопровода будет сопровождаться строительством автодороги вдоль газопровода и ряда объектов обслуживания. По этой дороге будет обслуживаться и ЛЭП.
7. Комплексное сочетание строительства дороги для обслуживания газопровода и ЛЭП, наконец, решит проблему водоснабжения архангельского узла, где проживает больше половины населения области. Вовлекутся в сферу промышленного освоения крупнейшее месторождение пресных подземных вод Пермиловское и Тундра-Ломовское. Благо месторождения расположены вдоль железной дороги Москва – Архангельск. В целом мероприятия дадут многомиллиардный эффект.
8. В будущем более безопасную тепловую станцию можно построить в пределах Архангельского промышленного узла, используя природный газ.
Сергей МЕЛКУМЯН, заслуженный геолог РФ.