Разработка Находкинского месторождения в Тазовском районе нашего ЯНАО и впрямь находка – для всех участников проекта. Между тем освоение перспективной газоносной площади проходило отнюдь не просто. Более того, очень непросто. Дело не только в специфике реализации проекта: к непростым, скажем так, климатическим условиям и полному отсутствию транспортной инфраструктуры покорители Севера давно готовы. Дело и не в особых масштабах Находки: 10 миллиардов кубических метров природного газа в год по ямальским меркам не так уж много, недавно запущенный в промышленную эксплуатацию «Ноябрьскгаздобычей» комплекс «два в одном» – Вынгаяхи и Еты-Пура – вдвое продуктивнее. Но в запуске Находки налицо три принципиальные новации, крайне важные для всего освоения Севера вообще, а для Ямала – в особой частности.
Смотрите, кто пришел
Главное производственное новшество: в добычу природного газа окунулся отодвинувший ЮКОС (в силу известных обстоятельств) с верхней тумбочки нефтяного российского пьедестала почета «ЛУКОЙЛ», отныне бесспорный лидер отечественной нефтяной отрасли. Причем лидер не просто в добыче жидких углеводородов – нефти и газоконденсата – но и в такой актуальной сегодня версии нашего рынка, как «диверсификация бизнеса». Реально: после завоеванных лидирующих позиций в российской нефтедобыче, приобретения мощной трейдерской розничной сети автозаправочных станций в самом сердце Америки, активизации проектов серии «Каспий» и возобновления работ в регионе послевоенного Персидского залива «ЛУКОЙЛу» самое время обратить внимание на «его природное величество Газ» – просто время пришло.
Газовая экспансия «ЛУКОЙЛа» была, похоже, неизбежна еще по одной – чисто экономической – причине. Дело в том, что приобретенные компанией восемь лицензий, позволявших доразведать и начать разрабатывать на территории ЯНАО месторождения Большехетской впадины, по газовой составляющей «тонны условного топлива» углеводородных запасов на порядок превосходили привычные жидкие углеводороды: нефть и газоконденсат. Значит, газ? Так тому и быть, решили в компании «ЛУКОЙЛ» – и отправились за природным газом на дальний Север. Забегая вперед, отметим, что пока все удается, и цитата из Вагита Алекперова образца февраля прошлого года: «Начало эксплуатационного бурения на Находкинском газовом месторождении является важной вехой на пути развития компании и превращения ее из нефтяной в нефтегазовую» – обрела абсолютно предметные очертания в виде новорожденного Находкинского газового промысла.
Хроника превращения
Лицензии на севере Ямала были получены в 1998 году ОАО «Ямалнефтегаздобыча» по результатам тендера, состоявшегося годом ранее. Идет поиск серьезного инвестора. В 2001 таковым становится «ЛУКОЙЛ», купивший контрольный пакет «ЯНГД» – пора задуматься о реализации проектов. В октябре 2001 года генеральный директор дочернего ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» Владимир Некрасов посетил Тазовский район. Цель визита, по сообщению районного телевидения «Студия Факт»: «договориться о принципиальных моментах сотрудничества с территорией». Это и значительная социальная программа, и «упреждающие экологические мероприятия». С ответным визитом делегация Тазовского района побывала в Когалыме, «где познакомилась с техническими и экологическими достижениями предприятия».
В июне 2002 года московская газета «Ведомости» распространила сенсационное по тем временам сообщение: «ОАО «ЛУКОЙЛ» объявляет о начале масштабного освоения месторождений на Ямале! Первым будет введено в строй Находкинское месторождение, поскольку оно расположено ближе других – всего в 150 километрах от магистрального трубопровода «Газпрома», в который «ЛУКОЙЛ» будет сдавать добываемый газ». Тогда же указываются сроки начала добычи – 2004 год; и проектная мощность – 10 миллиардов кубометров природного газа в год. В январе 2003 года заключается долгосрочное соглашение о сотрудничестве с Тазовским районом; основным «разведчиком» недр и исполнителем работ по освоению месторождения становится «Находканефтегаз». «Я должен сказать с большим удовольствием, что «Находканефтегаз» свои обязательства выполнила в объеме 100 процентов, и глава муниципального образования Николай Харючи при нашей встрече отметил этот факт, как знак хорошего начала отношений», – так прокомментировал старт сотрудничества нефтяной компании и супергазоносного района Ямала генеральный директор предприятия Вячеслав Шевченко. Освоение практически началось: на Находкинскую площадь вышли геофизики. Однако последнее слово было, как выяснилось, не за ними, хотя геофизики подтвердили, что запасы месторождений Большехетской впадины поистине огромны: «Общие ресурсы природного газа по упомянутой группе месторождений составляют порядка 2,3 триллиона кубометров, ресурсы жидких углеводородов около 900 миллионов тонн». От себя добавим, что разведанные и подтвержденные на сегодня запасы – 70 миллионов тонн нефти, 50 миллионов тонн газоконденсата и около триллиона кубометров газа; остальное севернее – пока! К ноябрю-2004 планировали дать в «трубу» первый газ. Но не в приказном порядке, как в прежние советские времена. В начале 2003 года авторы, разработчики и инвесторы проекта встречались не только с первыми руководителями Ямала и Тазовского района, но и с активистами общественной организации «Ямал – потомкам!», и с тундровиками. Тогда Шевченко особо отметил: «Проекты должны пройти экспертизу, затем наступает черед отвода земель и согласования с коренными жителями. Тут будет большим плюсом заключение Генерального соглашения с территорией».
Государственные люди
Вторая новация – социальная. Сперва «ЛУКОЙЛ» предполагал на первом этапе освоения Находки вложить 5 миллиардов рублей, а общая стоимость проекта оценивалась в 12 миллиардов (для сравнения – в строительство комплекса Вынгаяха-Еты-Пур «Ноябрьскгаздобычи» было вложено чуть более 15 миллиардов, но это при уже имевшейся транспортной инфраструктуре – прим. авт.). Однако предложенный проект тазовчан не устроил наотрез, причем как на уровне власти, так и тундровиков. Опыт демократического варианта поиска компромисса у жителей района уже был: на референдуме 1992 года по поводу разработки Заполярного месторождения две трети тундровиков дали «добро», и только после этого «Ямбурггаздобыча» начала масштабное освоение Заполярки, сегодня главной «кормилицы» большого «Газпрома». Тазовчане вспоминают Александра Моргулова и Рема Вяхирева с теплотой: «Они помогали еще в партийные времена, первые дороги, первый газопровод до Тазовского тогда построили». Спустя десятилетие дорогами и прочими благами цивилизации ограничиться было уже нельзя: во главу угла стала экология.
«Ведомости» слукавили: до «трубы» от Находки не 150, а всего 117 километров. Но все дело в том, что 8 километров 400 метров из них пересекают Тазовскую губу в устье реки Таз – а это маршрут миграции на нерест ценных пород рыбы, которой славилась еще Мангазея. Нельма, муксун, щекур – кто сегодня не знает удивительного вкуса белорыбицы, не говоря уже о сырке и ряпушке. А для обитателей Находкинской и Тазовской тундр это не просто деликатес – хлеб насущный! Не говоря уже о том, что трубопровод, дороги, коммуникации и сам промысел располагаются на территориях традиционных оленеводческих кочевых маршрутов-«касланий». С «налета» убедить тундровиков гостям из «ЛУКОЙЛА» не удалось. Не без гордости глава Тазовского района Николай Харючи, который тогда как раз защищал кандидатскую диссертацию по юриспруденции, посвященную именно правам коренных северян, вспоминает: «Не получилось без меня». Он не кичится: просто его знают все, и он знает всех. На вездеходе от стойбища к стойбищу – предлагать и убеждать. Потом из ГТТ в вертолет – и дальше, убеждать и предлагать. При этом Харючи не просто агитировал «за Советскую власть» или, тем паче, лоббировал интересы «ЛУКОЙЛа»: параллельно шли переговоры с компанией по поводу соблюдения строжайших экологических норм и максимальных компенсаций тундровикам за причиненные неудобства. Результатом стало заглубление дюкера (это такой пакет-тоннель из основного и резервного трубопроводов, намертво заизолированный от окружающей среды и экологически безопасный навек) на 4-9 метров ниже уровня дна губы и соблюдение строжайших экологических требований при строительстве промысла и трубопроводов на поверхности, в тундре. Николай Харючи со смехом вспоминает: «Всех тогда облетел-объездил, с каждой семьей поговорил… Столько тогда чая напился – в каждом чуме по две кружки, иначе хозяин обидится!». Его визави, генеральный директор «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» Владимир Некрасов без смеха констатирует удорожание проекта в полтора раза (окончательная смета по Находке еще не просчитана, предварительная стоимость – 740 миллионов долларов, или более 20 миллиардов рублей по нынешнему курсу) исключительно из-за максимально щепетильного выполнения экологических требований. Вячеслав Шевченко с юмором вспоминает, как вынужден был совмещать обязанности производственного генерала с меркантильной «меновой торговлей» в конце марта 2003 года: «Обещаем раз в три года приобретать: брезент для чумов – 14 400 метров, печи чумовые – 180 штук, сукно шинельное – 403 метра, сукно приборное – 521 метр…». Список длинен, там и сотни пар сапог, и ситец, и клеенка, и юфть. Это не считая традиционных «Буранов», лодочных моторов, горюче-смазочных материалов, трех вездеходов и пяти снегоходов для Находкинского сельсовета и, главное, 18-километровая ЛЭП, которая уже обеспечивает поселок бесперебойной подачей электроэнергии. Плюс два-три жилых коттеджа (на 4 семьи каждый) ежегодно!
Подчеркнем особо, если это и была своего рода «торговля», то вполне демократичная и демократическая: «Хотим поставить условие, чтобы священные места, кладбища наши чтоб обходили… Вы знаете, куда за продуктами ездим? Аж через губу на Ямбург. Хотим, чтобы с этой стороны, на реке Мессояха факторию поставили… Нам выделять будут что-нибудь, строить для нас – тогда не против будем!» (цитирую материалы Тазовской районной телевизионной «Студии Факт» от 28.03.2003 г. – авт.). Николай Харючи рассказывает: «Собрались люди в маленьком сельском клубе, до отказа набитом… Генералам стульев не хватило, они стоя объясняли людям – что будет, как будет…». Потом улыбается с хитрецой: «Вот про нас анекдоты не рассказывают, как про чукчей, но все равно бывает такое мнение – тундровик, абориген, частник… А мои земляки, рыбаки и оленеводы, все равно самые государственные люди, они все правильно понимают». Господин Рогачев, заместитель Некрасова, не скрывал радости: «Мы довольны результатом сегодняшнего схода. Самое главное – люди поверили… Мы заверяем, что будем действовать достойно. Компания «ЛУКОЙЛ» – лидер в своей отрасли, у нас высокий авторитет, нам по-другому просто нельзя!». «ЛУКОЙЛ» и тазовчане в результате того памятного – долгого и непростого – разговора сошлись на максимально аккуратном отношении к северной земле и на социально акцентированном подходе к людям, ее населяющим. Что ж, это вполне по государственному.
Вы уже добываете газ? Тогда мы идем дальше!
Окончательное превращение «ЛУКОЙЛа» в нефтегазовую компанию случилось раньше трансформации «Газпрома» в компанию газонефтяную: «ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» приступило к эксплуатационному бурению на Находкинском газовом месторождении Большехетскй впадины в Тазовском районе ЯНАО». Было это в феврале 2004 года, всего запланировано бурение 62 скважин, запасы месторождения уточнены: более 275 миллиардов кубометров природного газа. В марте прошлого года, под первые забитые сваи Находкинского комплекса, подписывается новое Генеральное соглашение с Тазовским районом, еще более социально ориентированное. Кстати, рыбы в путину-2004 добыли больше, чем в предыдущие годы: экологичный дюкер не подвел! В ноябре прошлого года, оценивая готовность Находки, первый вице-президент НК «ЛУКОЙЛ» Равиль Маганов уже констатировал: «Я испытываю чувство глубокого удовлетворения – в такие короткие сроки построен такой прекрасный объект. Это, конечно, признак высокой квалификации тех специалистов, которые там работают». Надо отметить, работать было кому: полторы тысячи сотрудников полусотни фирм компетентно и скоординированно возвели комплекс промысла буквально за год. На запуске месторождения (торжественном – газ-то в трубу уже шел!) в глазах рябило от множества брэндов на дверках техники – «Северстройгазконструкция», «Межрегионтрубопроводстрой», «Стройгазконсалтинг-Север», «Покачинефтегаз»… Приятно отметить, кстати, что слова благодарности прилетевших на «красную ленточку» вождей были адресованы прежде всего нашим: на 95 процентов Находка укомплектована отечественным оборудованием. Вагит Алекперов поблагодарил от всей души Ямал, подрядчиков, поставщиков оборудования и строителей – «за то, что в суровых условиях…», напомнил о «новой странице в развитии компании – она стала нефтегазовой» и отметил, что новое месторождение «отвечает всем мировым стандартам». Еще он подтвердил, что «ЛУКОЙЛ» пришел на Ямал «всерьез и надолго» и на всякий случай напомнил СМИ о необходимости объективно освещать тему. Руководитель Федерального агентства по недропользованию Анатолий Ледовских пожелал «ЛУКОЙЛу» «дальнейших газовых месторождений», а его федеральный коллега-энергетик Сергей Оганесян подчеркнул: «Пора легкой нефти и газа прошла. Теперь идем на Север, на шельф… Компания добывает уже морскую нефть. Видит будущее в газе – так тому и быть, пора превращаться в нефтегазовую компанию». Напомнил Оганесян и о крайне важном долгосрочном соглашении между НК «ЛУКОЙЛ» и «Газпромом» – поставлять в трубу Трансгаза до 50 миллиардов кубометров сырья в год по фиксированной цене – 22,5 доллара за 1000 кубов. Глава Федерального агентства по энергетике выразил уверенность, что «эта задача будет выполнена – на благо Российской Федерации». Василий Кель, генерал-строитель «Сибкомплектмонтажа», подчеркнул «гордость за свои руки – и за позицию заказчика» и вручил Алекперову ключ «с почином в газовой отрасли»….
Но главнее, пожалуй, был другой ключ, и комментарий важнее. Глава Тазовского района Николай Харючи после обязательных слов благодарности напомнил: «Мы внесли свою лепту. От земляков спасибо за отношение к тазовчанам, пусть и дальше мы будем добрыми соседями и надежными партнерами». А ключ Харючи вручил Алекперову не просто от Находки, но от всей Большехетской впадины – так что никуда не денешься, придется открывать!. Тут вот и есть третья, самая главная новация – макроэкономическая и даже геополитическая, если хотите. Ее озвучил вице-губернатор Ямала Иосиф Левинзон: «Спасибо Вагиту Юсуфовичу за настойчивость, Владимиру Ивановичу (Некрасову) – за то, что в геройский промежуток времени освоили месторождение. Ямальцам – всех благ от нового газа…, но это лишь первый шаг», – подчеркнул Иосиф Липатьевич. Геологоразведка должна ускориться, перспективы самые серьезные. И на Большехетской впадине никто останавливаться не собирается – впереди Гыдан, богатейший из богатейших углеводородами Гыданский полуостров…
«О, сколько нам открытий чудных…» готовит XXI век – значит, так тому и быть.