От богатых ресурсов наступает… бедность

Печально, но на Тернопольщине стратегически важные для государства нефтяные и газовые месторождения пока не обнаружены. Даже по количеству и разнообразию запасов минеральных вод, уже используемых на протяжении нескольких десятилетий, область не занимает первые позиции в Украине. Зато визиткой края являются разведанные запасы осадочных пород (известняков, гипса, мела, песчаников). Они составляют треть общеукраинских залежей. Но обнаружить и взять на учет месторождения и проявления полезных ископаемых — еще не означает главного: что пользователи будут их активно осваивать.

Уровень промышленной разработки карьеров снижается быстрыми темпами. Сравнительная статистика щекочет нервы даже неспециалистам. Например, в 1990 году в области насчитывалось 324 месторождения строительных материалов, из них разрабатывались 266. А через тринадцать лет недропользователи будут работать лишь на 86 месторождениях, а получат лицензии на эксплуатацию 63-х.

Так, значительное количество месторождений эксплуатируют самовольно, без какого-либо оформления права пользования. Территориальный геологический отдел Геологического информационного фонда области постоянно информирует: значительная часть карьеров работает без маркшейдерского надзора. Другими словами, о реальных объемах добычи полезных ископаемых знают разве что пользователи, добывающие неучтенную продукцию.

Но даже отдельные месторождения, пользователи которых не выходят за пределы правового поля, используются крайне неэффективно. Низкий уровень эксплуатации характерен для месторождений различных стройматериалов.

Памятники из знаменитых теребовлянских песчаников до сих пор украшают Вену, Краков, Варшаву. Однако на родине производство этого сырья в течение последнего десятилетия снизилось до критической черты — в 20 раз! Если в 1990 году на двух крупнейших месторождениях добыли более 20 тыс. кубометров песчаников, то в 2004-м — всего свыше тысячи. Облгосадминистрация приняла решение искать инвесторов, которые бы взялись за разработку этих полезных ископаемых. Результат — нулевой.

На территории области обнаружены также значительные запасы гипса и ангидритов, из которых можно производить гипсокартонную продукцию и сухие строительные смеси. Качество гипса, утверждают специалисты, не хуже, чем на Донбассе, а условия залегания — лучше. Но эти залежи не разрабатываются. Сухие строительные смеси на Тернопольщине начало производить пока единственное предприятие — польско-немецко-украинское СП «Тер-Бау-гипс». Однако сырье оно завозит из-за границы. А основные партии строительных материалов этого вида в торговую сеть области по сей день поступают из Львова, Ивано-Франковска и других городов Украины. И Тернопольщина, где не научились перерабатывать местное сырье, подкармливает другие регионы.

С производством кирпича картина не менее печальная. Сейчас в области работают всего 50 кирпичных заводов (сравните: в 1990-м их было 135). А почти половину объемов производства обеспечивает одно предприятие — ОАО «Бережанский завод «Керамик». Большинство кирпичных заводов оснащены морально устаревшими печами. Установка же высокопроизводительного оборудования стоит сотни тысяч гривен. Поэтому существующие мощности заводов и сырье используются в очень небольших объемах. Неудивительно, что, по сравнению с 80-ми годами прошлого века, производство кирпича в области уменьшилось в 6 раз, песка — в 8, щебня — в 25.

Потенциальных инвесторов сухие обобщенные цифры не слишком волнуют. Они подсчитывают, куда и сколько необходимо вкладывать. И выводят суммы не такие уж и маленькие — в общем, чтобы получить все разрешительные документы, провести геологическое изучение даже небольшого карьера и начать его промышленную разработку, нужно, как минимум, 100—150 тыс. грн.

Хорошо, деньги нашли. Стартуем, говорят себе предприятия и предприниматели. Однако будущие недропользователи уже убедились, в частности на Тернопольщине, что финансовые инъекции могут в любой момент прекратиться. Поскольку дорога от села и по меньшей мере до области перекрыта шлагбаумами. Как вы думаете, какими? Психологическими. Чиновники и депутаты местных советов просто соревнуются в сообразительности, как наложить вето на освоение месторождений полезных ископаемых, находящихся на их территориях.

Типичный пример. Общество «Варваринецкое», разрабатывающее карьер строительных песков в Теребовлянском районе, получило лицензию и горный отвод. Но отвести земельный участок до сих пор не соглашается Струсовский сельский совет. Мотивация? Кроме создания рабочих мест и уплаты налогов в местный бюджет, недропользователь должен перечислять средства еще и на специальный счет сельского совета. И получается, что разработка карьера — незаконная.

Но самые мощные редуты против предоставления специальных разрешений (лицензий) недропользователям выставляют депутаты облсовета. За одну сессию они могут заблокировать до десятка согласований. Зачастую молча, без каких-либо объяснений. И при этом никоим образом не учитывают ни опыт, ни репутацию заявителей.

Известная в области и за ее пределами корпорация «Терно-Корс» уже несколько десятков лет работает на рынке проектирования объектов и строительных услуг. Но собственной сырьевой базы не имеет. И несколько карьеров фирме бы не помешали. Компания планировала начать с геологического изучения с опытно-промышленной разработкой месторождения известняков в Подволочисском районе. Получила согласие сельского совета и райсовета. Но, согласно законодательству, необходимо еще и согласование областных депутатов. А они его легко провалили. Теперь село, убеждает президент корпорации Мирослав Билык, осталось, как минимум, без 10 рабочих мест, а местный бюджет недополучит несколько тысяч гривен ежегодно.

Более молодое частное предприятие — «Винал» — добилось успехов в производстве и переработке сельскохозяйственной продукции. В селе Доброводы Збаражского района оно освоило сотни гектаров перелоговых земель, оживило работу мельницы и зернохранилища. Наконец, хотело разрабатывать местное месторождение известняков (кстати, Товтровая гряда имеет богатейшие запасы известняка), которое сейчас не используется. Предприятие получило положительное заключение землеустроительной экспертизы, соответствующие решения сельского и райсоветов. Но согласования на предоставление специального разрешения от областных депутатов предприятие не дождалось. Один из депутатов объяснил свою позицию просто: «На разработку этого месторождения есть другие претенденты. Лучшие». Коллеги поддержали его, не углубляясь в нюансы законодательства, которое при наличии двух и более претендентов предусматривает проведение аукционов по продаже спецразрешений (лицензий). И тогда государство сможет получать значительно большие средства, чем сбор с единственного недропользователя (60 необлагаемых минимумов).

«Следует упростить процесс получения спецразрешений для небольших предприятий и физических лиц — недропользователей. Чтобы не нужно было на изучение и разработку месторождений, особенно местного значения, получать согласования на всех уровнях местного самоуправления. Но законопроект о внесении изменений и дополнений в Кодекс Украины «О недрах» еще даже не прошел предварительное обсуждение в Верховной Раде. Вместе с тем нужно ужесточить требования к недропользователям и более строго контролировать соблюдение законодательства в области изучения и использования недр», — это принципиальная позиция начальника территориального геологического отдела Геоинформа Василия Китуры.

А пока путь к пользованию недрами, по крайней мере на территории области, весьма долог. Сбиться с него смелому путешественнику помогут в любую минуту. Поскольку, ради чего, спрашивается, пускать дальше. А чиновники исполнительной власти, уже по привычке, констатируют низкую деловую активность в регионе. И прогнозируют, что в 2005 году на 10 тысяч населения области должны приходиться 44 малых предприятия, тогда как соседние области — Ивано-Франковская и Львовская — имели более высокие показатели (соответственно 46 и 53) еще четыре года назад. А ярко выраженные признаки безработицы и, в частности, высокая доля незанятых людей в сельской местности области — 65% — волнуют разве что самих безработных. У их власти на удивление стойкий иммунитет к местным социальным проблемам.