Хорошо, что газета «2000» уделяет внимание вопросам науки, хотя в основном рассматривается то, как защитить диссертацию и затем пройти утверждение в Высшей аттестационной комиссии. Вопрос важный, требующий пересмотра принципов работы ВАКа. Но главное — написать хорошую диссертацию, а затем уже думать, как ее защитить и утвердить.
В каждой отрасли науки свои особенности сбора и обработки материалов. В геологии это в первую очередь экспедиционные полевые работы по сбору каменных образцов, а уже потом его качественная обработка в камеральных условиях с использованием ряда методов, выбор которых определяет ее эффективность и конечный результат. Работы могут быть направлены на изучение различных процессов в определенном регионе, а также носить проблемный характер при решении какого-либо вопроса, важного для целого ряда регионов.
Для геолога, готовящего докторскую диссертацию, очень важно владеть как региональными материалами, так и возможностью межрегиональных сопоставлений. Так, за всю жизнь авторам статьи для осмысления своих научных проблем довелось побывать в экспедициях не только по Украине, но и на Урале, Кольском полуострове, Горном и Рудном Алтае, Дальнем Востоке, в Якутии, Забайкалье и даже на Камчатке, а также работать над межрегиональной темой по оценке железных руд европейской части СССР.
Это было возможно еще при СССР.Что же теперь? Стыдно и горько писать о том, что современная геологическая наука в Украине в упадке, и если не принять срочных мер, вообще перестанет существовать. Ассигнований хватает лишь на выплату зарплат, да и то без надбавок за научную степень, что, естественно, не стимулирует написание диссертаций. На полевые экспедиционные работы средства не выделяются (за исключением, пожалуй, на нефть и газ), а ведь в нашей стране имеются большие запасы золота, титана, урана, апатита, циркона и пр., но их истинных размеров геологи оценить не могут, т. к. нет денег на поиски и разведку. Отсутствует материальная база и полевых работ — это транспорт, полевое снаряжение, экспресс-лаборатории и пр. Хуже обстоит дело с лабораторной базой научных и отраслевых институтов: оборудование устарело, на покупку нового и на аккредитацию и сертификацию лабораторий также нет средств. Остро стоит вопрос кадров — молодые специалисты не владеют даже элементарными петрографическими и минералогическими методами исследования, т.к. не имеют практики сбора и обработки каменного материала.
Нет возможности участвовать в иногородних совещаниях, которые так необходимы ученым для обмена научными достижениями.
Вот такой базис геологической науки, а ведь перед ней стоят серьезные задачи не только по исследованию рудоперспективных районов, запасов сырья, его качества, эффективной добычи и обогащения. Много и геолого-экологических проблем, предполагающих оценку последствий добычи и отработки полезных ископаемых и их влияния на окружающую среду.
Но, увы, по-прежнему геологическая наука финансируется по остаточному принципу. В выступлениях нового министра образования и науки С.Николаенко в основном уделяется внимание образованию, что, конечно, очень важно. Окончат вузы студенты геологических факультетов, придут в научные учреждения, и здесь их романтики поубудет. Смогут разве что песни попеть в пригородных лесах у костра: «Держись, геолог, крепись, геолог, ты солнцу и ветру брат!» Обидно, ведь мы, старшее поколение, в поисках научной истины преодолевали горные тропы Урала, быстрые реки Алтая и Забайкалья, видели седой Байкал, плыли на пароходе через пролив Лаперуза (вспомните: «А я бросаю камешки с крутого бережка далекого пролива Лаперуза»), наблюдали с борта Як-40 вулканический пейзаж Камчатки. Появилась возможность сопоставлять разные материалы и ставить научные задачи, которые оформлялись в виде статей и диссертаций.
Если срочно не принять меры и не помочь науке вернуть престиж, не увеличить ассигнования и не обеспечить приток новых кадров, то геологической секции ВАКа скоро нечего будет делать.
Геология специфичная наука и требует передачи опыта и знаний из рук в руки, подобно мастерству скрипичных мастеров.
Молодым людям, которым не страшны трудности геологических экспедиций, желаем успехов, открытий и научных достижений. Держись, геолог! Мы ждем смены!
Марина ЯРОЩУК, доктор геол.-мин. наук,
Эдуард ЯРОЩУК, кандидат геол.-мин. наук, Киев,