Проект решения Всероссийского совещания руководителей оборонно-промышленного и нефтегазового комплексов

Проект решения Всероссийского совещания руководителей оборонно-промышленного и нефтегазового комплексов

Москва, ТПП РФ 24 мая 2005 г.

В 2004 году конъюнктура нефтяного рынка привела к дальнейшему росту доходов российских нефтяных компаний. Однако, несмотря на наличие средств и критический износ оборудования, объемы производства в Российской Федерации некоторых видов нефтегазового оборудования продолжают снижаться. Особенно существенно снизились объемы производства геологоразведочного оборудования, которое во многом определяет развитие сырьевой отрасли. В 2002 году было произведено 202 установки для геофизического и поискового бурения. В 2003 году их производство упало до 151, а в 2004 году было произведено всего 124 установки. Почти вдвое (с 1004 до 518 штук) снизилось за прошедший год производство станков-качалок. Например, ФГУП «ГПО «Уралтрансмаш», которое освоило по конверсии производство станков-качалок соответствующих лучшим мировым образцам, практически свернуло продажи на российском рынке.

Несмотря на то, что по некоторым видам нефтегазового оборудования (фонтанная арматура, погружные насосы и ряд других) наблюдается рост производства, ситуация продолжает оставаться неблагополучной. Высокие цены на нефть и рост доходов сырьевых компаний не сопровождаются увеличением заказов отечественному машиностроению. Российские компании, несмотря на наличие средств, предпочитают не вкладывать средства в обновление оборудования. Неуклонно растет доля заказов иностранным компаниям – завышение цен по импортным контрактам превратилось в один из основных способов перекачки нефтедолларов за рубеж.

В результате оказываются несостоятельными предположения, что развитие российских сырьевых отраслей обеспечит в ближайшей перспективе рост всей экономики страны. Созданные в процессе конверсии мощности по производству оборудования для топливно-энергетического комплекса используются менее чем наполовину.

Министерству природных ресурсов Российской Федерации удалось на заседании Правительства РФ добиться одобрения законопроекта "О недрах", который не содержит протекционистские меры в отношении российских промышленных и сервисных компаний, занятых техническим перевооружением и развитием сырьевых отраслей.

Новая команда в МПР России не создает условия, чтобы сырьевой комплекс вкладывал средства в свое техническое перевооружение и обновление основных фондов, износ которых в отечественном ТЭК уже превышает 50 процентов. МПР России, пересматривая лицензионные соглашения, не использует уникальную возможность поддержать отечественные предприятия. Рассмотрев решение Всероссийского совещания «ВПК-ТЭК-2004», заместитель министра природных ресурсов РФ Валентин Степанков отметил, что "в данном случае можно говорить о необоснованном вмешательстве государства в предпринимательскую деятельность, осуществляемую пользователем недр, что не соответствует провозглашенным целям избавления экономики от излишнего государственного администрирования". Кроме того, на совещании «ВПК-ТЭК-2004» предлагалось внести ограничения по использованию импортного оборудования в новую редакцию закона "О недрах", отмечая, что такое ограничение уже содержится в законе "О соглашениях о разделе продукции". По мнению машиностроителей, критика инофирм за игнорирование интересов российской промышленности в рамках СРП, выглядит странно, при отсутствии каких-либо законодательных ограничений для российских нефтяных компаний. Однако и это предложение было отклонено в МПР России, а Валентин Степанков заявил, что "решение вопросов о техническом перевооружении нефтегазового комплекса, а также установление обязательства для недропользователей по использованию отечественной промышленной продукции не является предметом этого законодательства".

МПР России способствует деятельности на российской территории иностранных сервисных компаний и не использует законодательные возможности для развития отечественной промышленности.

Для обеспечения нефтегазовых компаний современной продукцией и услугами, отечественные НИИ, КБ, заводы должны концентрировать усилия на приоритетных направлениях, разрабатывать и выпускать импортозамещающую продукцию. Успешное решение этой задачи требует прогнозирования потребностей нефтегазового комплекса в материально-технических ресурсах. В таких прогнозах особенно нуждаются оборонные предприятия, чтобы переориентировать производственные мощности на выпуск востребованной гражданской продукции. Сегодня компании под предлогом коммерческой тайны не раскрывают информацию о потребностях в материально-технических ресурсах и закупках по импорту.

При приобретении материально-технических ресурсов компании нефтегазового комплекса практически не проводят открытые конкурсы с предварительным оповещением потенциальных участников. Союз производителей нефтегазового оборудования и Союз сервисных компаний нефтегазового комплекса неоднократно предлагали публиковать такую информацию. Однако большая часть заказов на оборудование и сервисные работы размещается российскими нефтяными компаниями в закрытом режиме.

В качестве положительного примера можно привести иностранную нефтяную компанию ТНК-BP, которая размещает в открытом доступе всю информацию о предстоящих закупках оборудования и тендерах на сервисные работы. Компания ТНК-BP не считает публичные извещения о закупках «коммерческой тайной». Подобная прозрачность позволяет сырьевым компаниям обеспечить объективный выбор оптимального поставщика и заметно снижает уровень коррупции.

Серьезную критику вызывает организация системы материально-технического обеспечения естественных монополий, которые управляются государством. Постоянный рост тарифов они обосновывают необходимостью обновления основных фондов, а открытые конкурсные процедуры используют крайне редко. Закупая по завышенным ценам оборудование, программное обеспечение и иные ресурсы, естественные монополии требуют повышения тарифов. Подобный затратный принцип напоминает подрядные работы в СРП.

Закрытость материально-технического обеспечения естественных монополий создает почву для завышения контрактных цен с «дружественными» структурами и развитию иных негативных явлений. Поэтому фирмы материально-технического обеспечения естественных монополий (ООО «Газкомплектимпэкс», торговые дома «Транснефть» и «Транснефтепродукт»), должны быть под пристальным государственным и общественным контролем. Правительству необходимо влиять на содержание инвестиционных программ и проверять обоснованность затрат естественных монополий. Например, инвестиционная программа ОАО "Газпрома" на 2005 год приближается к 10 млрд. долларов и необходимо жестко контролировать расход этих финансовых ресурсов. Сегодня при утверждении в правительстве инвестиционных программ ОАО «Газпром», АК «Транснефть», АК «Транснефтепродукт», не анализируются даже предполагаемые закупки оборудования и услуг по импорту.

В российском нефтегазовом комплексе растет число контрактов с нерезидентами на приобретение оборудования и оказание услуг. В ряде случаев контракты заключаются с фирмами, зарегистрированными в оффшорных зонах. По мнению экспертов, подобная ситуация связана с тем, что завышение цен на импортное оборудование, программное обеспечение и различные дорогостоящие подрядные работы, превращается в наиболее «эффективный» способ перекачки нефте- и газодолларов за рубеж.

Разрушение российской геологоразведки и спад объемов разведочного бурения сопровождается тем, что крупные подряды на проведение геологоразведочных, буровых и иных работ получают инофирмы. Нефтегазовые компании выводят из своей структуры сервисные подразделения, считая их «непрофильными активами». Квалифицированные российские кадры теряют работу, распускаются управления буровых работ, распродается и разворовывается техника. Их место занимают иностранные сервисные компании, которые планомерно вытесняют российских конкурентов из собственной страны. Все это негативно отражается на машиностроении и других отраслях промышленности – инофирмы приходят в Россию со своим оборудованием. Российский нефтегазовый комплекс садится на «иглу» технологической зависимости от иностранного оборудования, запчастей, ремонтной базы, кадров, стандартов, программного обеспечения и т.д.

Серьезные проблемы имеются в сфере подрядных работ в рамках соглашений о разделе продукции. Норма о 70-процентном российском участии в подрядных работах не выполняется. Операторы проектов не только не заинтересованы в увеличении доли российских предприятий в подрядных работах, но и не стремятся вообще снижать издержки, которые возмещаются российским сырьем. Потенциальные российские участники тендеров получают информацию о сроках их проведения в последний момент, а техническая документация присылается на иностранном языке и требует применения зарубежной системы стандартов. При изготовлении оборудования для работы в России, заводы заставляют ориентироваться на зарубежную (в первую очередь, американскую) нормативную документацию. Несмотря на то, что промыслы находятся на Сахалине, а не в Техасе и Аляске, машиностроителей и металлургов заставляют работать по стандартам Американского нефтяного института. Предприятия заставляют использовать дюймовую резьбу, а не метрическую, которая принята в России согласно Международной системе единиц физических величин. Существует много других изощренных способов уклониться от закупки продукции и услуг российских компаний.

Нередко российские компании, которые получают от иностранцев контракт на подрядные работы, вынуждены значительные суммы переводить за рубеж в качестве оплаты различных субподрядов. Не закрыты лазейки и для совместных предприятий, созданных для поставки иностранного оборудования и услуг. Контракты с такими структурами иностранные операторы проектов относят к «российскому участию в подрядных работах».

Участники совещания «ВПК-ТЭК-2005» считают необходимым:
-получение и продление лицензий на недропользование должно быть обусловлено приоритетным использованием при разработке месторождений оборудования отечественного производства;
-включить в новую редакцию Федерального закона «О недрах» нормы, обеспечивающие приоритет использования национальной промышленной продукции;
-в постановление Правительства Российской Федерации «О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации» внести поправки, устанавливающие приоритет национальных норм и правил при выполнении работ по проектам, управление которыми осуществляют иностранные операторы;
-для организации систематической работы по импортозамещению вернуть в государственную статистическую отчетность для хозяйствующих субъектов сведения об экспорте и импорте продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе оборудования, технических средств, проектно-конструкторских и строительно-монтажных работ;
-распространить на естественные монополии («Газпром», «Транснефть» и «Транснефтепродукт») и компании, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, порядок материально-технического обеспечения, действующего при выполнении заказов для государственных нужд;
-Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации при согласовании инвестиционных программ ОАО «Газпром», ОАО «АК «Транснефть», ОАО «АК «Транснефтепродукт» проводить анализ предстоящих закупок импортной продукции с участием экспертов Торгово-промышленной палаты Российской Федерации;
-поручить представителям государства в органах управления нефтегазовыми компаниями принимать меры, необходимые для обеспечения прозрачности закупок промышленной продукции;
-рекомендовать компаниям нефтегазового комплексов обеспечить распространение через Союз нефтегазопромышленников России и Союз производителей нефтегазового оборудования перечней импортируемой промышленной продукции с указанием технических характеристик и прогнозной потребности;
-рекомендовать компаниям нефтегазового комплексов обеспечить распространение через Союз нефтегазопромышленников России и Союз производителей нефтегазового оборудования объявлений о проводимых тендерах на закупку промышленной продукции и их условиях;
-ввести представителей Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в составы тендерных комитетов ОАО «Газпром», ОАО «АК «Транснефть», ОАО «АК «Транснефтепродукт» для осуществления общественного контроля над проведением конкурсов.