Быстрые деньги

В текущем году отечественным горно-обогатительным комбинатам придется платить больше за пользование недрами. Наряду с глобальным повышением котировок на железную руду и увеличением ж/д тарифов это является еще одним фактором удорожания себестоимости металлопродукции. Металлурги расценивают данное нововведение, как очередную попытку «за их счет» решить проблемы дефицита нового бюджета. Очевидно, во избежание серьезных конфликтов, способных привести к дестабилизации крупнейшего сектора экономики, сейчас самое время наладить цивилизованный диалог промышленников с исполнительной властью.
Собственно уточнение налоговых ставок было заложено при внесении изменений в Закон «О Государственном Бюджете Украины на 2005 г.», которыми были определены базовые нормативы платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых.

Так, плата за добычу железной руды для обогащения была увеличена с 0,7 до 1 грн./т. Таким образом, чиновники рассчитывают, что дополнительные поступления в бюджет от этого вида налога составят 28,1 млн. грн. При добыче обогащенной железной руды ставка увеличилась с 2,5 до 4 грн./т, а госказна получит 38,6 млн. грн. сверху.

Кроме того, Законом предусматривается введение коэффициента 0,3 при оплате для руд подземной добычи с применением технологии закладки выработанного пространства затвердевающими смесями, в то время как в бюджете-2004 плата за добываемую подземным способом руду в Криворожском бассейне не предусматривалась. Следовательно, в статье доходов текущего бюджета появилась новая графа с цифрой «+12,8 млн. грн.».

В целом, чиновники полагают, что за оставшиеся 9 месяцев текущего года дополнительные поступления в госбюджет от рентных «железорудных» платежей за пользование недрами составят 79,6 млн. грн., а за весь год – 106,1 млн. грн.

Изменение поступлений в госбюджет от добычи руды может отрицательно сказаться на экспорте этой продукции в страны Восточной Европы – основных зарубежных потребителей наших ГОКов. Известно, что продукция отечественных комбинатов проигрывает по качеству российским, не говоря уже о транснациональных компаниях. Этот фактор в совокупности с удорожанием себестоимости руды может повлечь ограничить спрос со стороны «центрально-европейских» потребителей на украинское сырье.

Вероятнее всего, отчисление более крупных сумм в бюджет значительно замедлит процесс модернизации изношенных мощностей и реконструкции действующих, который оценивается специалистами в сумму более 3 млрд. грн. Также повышение рентных платежей может увеличить расходную часть платежных ведомостей проектов ИСД, ММК им. Ильича и «Запорожстали» по строительству новых ГОКов.

Если учитывать опыт прошлых лет, то можно предположить, что в бюджете 2006 г. также будет заложено повышение рентных платежей. Ведь в 2004 г. в главном финансовом документе страны платежи были увеличены аж в 20 раз (с 0,03 до 0,7 грн./т), а в этом году уже произошло повышение на 30%.
Естественно, этот сбор является также и непрямым налогом на металлургов, которые закупают руду у ГОКов. Что в совокупности с 50%-ным повышением тарифных ставок на грузоперевозки по железной дороге и глобальным ростом цен на ЖРС повлияет на себестоимость продукции металлургов.

Напомним, что в прошлом году рост мировых цен на железную руду составил 19%, что стало крупнейшим повышением за 24 года. Считалось, что это стало одной из главных составляющих роста мировых цен на сталь (около 50%). Тем не менее, инфляция и удорожание добычи ЖРС продолжилось и в 2005 г., когда руда стала контактироваться с 72%-ным повышением котировок.
Скорее всего, на данную ситуацию кардинально повлиять металлурги не смогут, т.к. спорить с сырьевиками сейчас очень сложно. Монополизация на мировом рынке ЖРС со стороны Бразилии и Австралии (в основном – компании CVRD, Rio Tinto и BHP Billiton) превысила 66%, чего не наблюдается в металлургической отрасли. К примеру, первая десятка мировых лидеров металлургии едва приближается к контролю 30% мирового рынка стали. А традиционные ее лидеры–участники переговоров по сырью (из Японии и Европы) стремительно сдают свои позиции «ненасытному» Китаю.

Исходя из этого неудивительно, что позиция горняков в переговорах оказалась более чем жесткой. Металлургам было указано на инфляцию, а также на их согласие на двукратный рост цен на коксующийся уголь, на опережение роста стальных цен про сравнению с сырьем в 2004 г. А главное – на резкое увеличение прибыли металлургов. В результате, горняки в ультимативной форме предложили металлургам «поделиться» доходами.

«Северный и Центральный ГОКи предполагают повышение цен на железорудное сырье со второго квартала текущего года, – заявил гендиректор СевГОКа и ЦГОКа Александр Вилкул, – Повышение цен будет диктоваться внешними рынками, и наши цены будут следовать за рынком».
Вопрос повышения цен на руду рассматривает и руководство Ингулецкого ГОКа. С данным мнением согласен и Владимир Пивень, генеральный директор ИнГОКа, который в одном из своих высказываний заявил о неприемлемости каких-либо ограничений в отношения увеличения стоимости сырья. Это, на фоне будущего дефицита ЖРС в стране, может возобновить сырьевые войты в отечественном ГМК.

Сейчас на внешних рынках черной металлургии сложилась весьма благоприятная ситуация: цены на металлопродукцию высокие, спрос на нее стабильный. Следовательно, отечественные метпредприятия, экспортирующие около 80% произведенной продукции, имеют большие валютные поступления от реализации за рубежом.

Однако, внеся изменения в бюджет-2005, новая исполнительная власть пытается различными способами «залатать» дыры в бюджете, который и так обременен всевозможными социальными обязательствами, заложенными в предвыборные политические программы. Очевидно, что для этих целей чиновники «положили глаз» на доходы металлургов.
В свою очередь, говорить о том, что рентабельность метпредприятий упадет (в результате повышения платежей за пользование недрами) не приходится. Подорожание металлопродукции произойдет максимум на пару гривен по каждому виду сортамента. Однако, лишившись своего лобби на правительственном уровне, металлурги пытаются наладить диалог с новой властью.

В то же время, новый Кабмин, судя по налоговым и тарифным инициативам, показывает, что «спуску никому не даст», хотя и не отказывается идти на компромиссы. Яркое тому свидетельство – предложение о создании межведомственной комиссии для прозрачного тарифообразования на ж/д перевозки.
И, тем не менее, очевидно, что диалог метбизнеса и власти необходимо углублять. Иначе «перетягивание одеяла» правительством на себя может не дать ожидаемого результата, а «накачивание» бюджета «быстрыми деньгами» принесет прямо противоположный эффект.