Обычный беспредел
У геологоразведчиков снова попытались отобрать технику

Транспортная колонна с геологоразведочной техникой, принадлежащей совместному пермско-удмуртскому предприятию ООО ‘Уралнефтегаз-геофизика’, была насильно захвачена вечером в четверг в Республике Коми.

Приказ о задержании колонны был отдан начальником оперативно-розыскной части N1 по борьбе с экономическими преступлениями МВД Удмуртской Республики подполковником А. Власовым.

Эту информацию я получил часов в десять вечера в пятницу, 11 марта, и буквально через сорок минут мы выехали навстречу колонне. Кроме исполнительного директора ООО ‘Уралнефтегазгеофизика’ Владимира Лаврентьева в автомобиле находился генеральный директор ОАО ‘Удмуртгеофизика’ Михаил Захаров. Ночь выдалась прохладной, а поскольку днем подтаяло, на дороге был гололед. Поздний час, бесконечная темная дорога без единого огонька фар, метель – все это не располагало к разговору. Но вот выглянула луна, и на душе стало как-то веселее, понемногу завязалась беседа.
Владимир Лаврентьев рассказал, что автоколонна с оборудованием была остановлена под городом Сыктывкар, когда автотранспорт возвращался после окончания работ в Усинске и направлялся в Пермскую область для выполнения следующих работ. Здесь её и подкараулили сотрудники удмуртской ДПС совместно с двумя представителями ОБЭП. Вот и всё, что было известно на тот момент. Михаил Захаров добавил, что у него нет никаких сомнений, по чьему заказу всё это творится. ‘Эти двое никак не могут оставить нас в покое’, – сказал он, имея в виду министра природных ресурсов Александра Кулагина и вице-премьера Виктора Савельева. Как впоследствии стало известно из разговора с одним, теперь уже бывшим работником ООО ‘Уралнефтегазгеофизика’, Михаил Захаров оказался прав: министр Кулагин был полностью в курсе готовящегося захвата техники и в настоящий момент также продолжает контролировать действия своих сторонников.

Предыстория

Это не первый случай использования сотрудников республиканского МВД против геологоразведчиков. ‘Д’ уже писал о том, что 6 августа на территории Пермской области силами ДПС Дебесского района также незаконно были захвачены три единицы спецтехники – сейсмовибраторов HEMI-50, принадлежащих ООО ‘Уралнефтегазгеофизика’. Напомним, что весь этот инцидент источники ‘Д’ связывали с планами некоторых высокопоставленных чиновников Удмуртии, включая министра природных ресурсов Кулагина и вице-премьера Савельева, создать новую фирму с участием частных учредителей через слияние двух республиканских предприятий – ОАО ‘Удмуртская геофизическая экспедиция’ (УГЭ) и ОАО ‘Ижевская геофизическая экспедиция’ (ИГЭ). Учитывая, что никаких реальных перспектив для профильной работы нового предприятия не предвиделось, истинной целью этого проекта являлась, видимо, его дальнейшая продажа вместе с геологоразведочной техникой. Между тем благодаря усилиям тогдашнего генерального директора ОАО ‘УГЭ’ Владимира Лаврентьева еще в апреле 2004 г. было создано совместное пермско-удмуртское предприятие ООО ‘Уралнефтегазгеофизика’ под заказы с объемом работ на три полевые партии от ряда российских и зарубежных организаций, крупнейшей из которых был пермский филиал ‘Лукойл-нефть’. Центральную базу для полевых партий предполагалось расположить в Ижевске. Однако в начале августа Лаврентьев по инициативе министра Кулагина был неожиданно отстранен от занимаемой должности (видимо, неожиданно поменялись планы министра), и на его место был поставлен ‘послушный’ ему руководитель ОАО ‘ИГЭ’ Павел Швейцер.

Как показало расследование ‘Д’, в августе Павел Швейцер действительно зарегистрировал некое ООО ‘Удмуртнефтегеофизика’, учредителями которого стали две специально для этой аферы образованные фирмы – ООО ‘Продельта’ с московским юридическим адресом (которого, по нашим сведениям, не существует в природе) и ООО ‘Девелопмент и инвестиции’ с адресом удмуртским. Особое ‘доверие’ к новому предприятию внушала и сумма уставного капитала – всего 10 тысяч рублей, т.е. минимально возможная по закону. Видимо, лишь ‘засветка’ всей этой темы журналистским расследованием ‘Д’ приостановила тогда старт планировавшихся махинаций.

Автоколонна

Примерно к половине третьего ночи мы подъехали к автоколонне. Полтора десятка машин выстроились вдоль дороги. Фары потушены. Кругом ни движения, внутри машин устроились на ночлег мрачные, уставшие водители, которые находились в пути уже четвертые сутки. Оказалось, что сотрудники ОБЭП изъяли у них документы на машины. Колонну с момента задержания держали под полным контролем, разрешив остановиться только для ночлега. Однако одному из работников удалось буквально сбежать в г. Кирове, когда охранники отвернулись, и позвонить руководству в Ижевск о случившемся происшествии.

Как мы уже описывали вначале, при задержании присутствовали два сотрудника ОБЭП, однако один из них остался в Сыктывкаре, так что к моменту встречи с колонной противная сторона была представлена двумя сотрудниками ДПС в белой ‘девятке’, вторым сотрудником ОБЭП и самим нынешним гендиректором ОАО ‘УГЭ’ Павлом Швейцером с шестью вооруженными охранниками. Павел Бергольдович разговаривать с нами отказался, забился в свой автомобиль и демонстративно закрылся там.

Владимир Лаврентьев потребовал у представителей органов объяснений, на основании чего была арестована колонна, и сказал, что погонит колонну на место ее базирования в Ижевск по адресу: ул. Гагарина, 100. В ответ он услышал, что будет применено огнестрельное оружие. Сотрудники ДПС действительно были вооружены табельным оружием. Один из патрульных посоветовал обратиться к ОБЭПовцу, который якобы должен здесь курировать всю ситуацию.

Сотрудник ОБЭП не спешил показываться на глаза законным владельцам техники.

ДПСники, видя, что их оставили ‘крайними’, начали очень сбивчиво объяснять, что у них есть предписание на сопровождение техники на территорию ОАО ‘ИГЭ’ по адресу: ул. Механизаторская, 24.

С большим трудом удалось найти сотрудника ОБЭП, который предъявил постановление о производстве выемки от 7 февраля 2005 года на основании уголовного дела по факту якобы незаконного создания пермско-удмуртского предприятия ‘Уралнефтегазгеофизика’, подписанное старшим следователем СЧ СУ при МВД УР майором Н.В. Бураковым. Командировка работников ОБЭП была выписана аж на 10 дней – с 7 по 17 марта. Однако на руках Лаврентьева уже находилось постановление того же майора Буракова о прекращении уголовного дела, датированное 5 марта 2005 года.

Возникают вопросы: неужели 7 марта майор Бураков забыл, что он делал и подписывал 5 марта? Неужели у сотрудников милиции, при их крайней загруженности работой, при высоком уровне нераскрытых дел, есть столько времени, чтобы ‘работать’ по прекращенным делам незаконными методами?

Ничего не понимающие патрульные сказали, что получили приказ на сопровождение колонны в г. Ижевск и они ее туда доставят. Договорились, что сопровождение будет до Можгинского поста ГАИ, а дальше разбирательство продолжится без сотрудников ДПС. По чьему заявлению был дан приказ на сопровождение колонны – так и осталось неясным.

Таким образом, останавливая 10 марта технику в Республике Коми, сопровождая ее 11 и 12 марта по Кировской области и Удмуртии, сотрудники ОБЭП были прекрасно осведомлены о прекращении 5 марта уголовного дела за отсутствием состава преступлений и о незаконности своих действий.

На этом первая фаза разбирательств дорожного разбоя была закончена, и мы вернулись в Ижевск. Правда, без Владимира Лаврентьева, который остался со своими людьми.

На следующий день

Основным результатом ‘ночного бдения’ исполнительного директора ООО ‘Уралнефтегазгеофизика’ стало возвращение документов владельцам и достигнутый консенсус с сотрудниками ДПС, которые поняли, что их использовали, что называется, ‘втемную’.

Утром 12 марта колонна тронулась в путь в г. Ижевск. В Пермскую область, на место проведения запланированных работ, машины все-таки не пустили.

Как и было запланировано, на въезде в Ижевск колонну с трудом удалось остановить. Швейцер и его заместитель Никонов начали отзваниваться для получения дальнейших указаний. Сотрудник ОБЭП также звонил своему руководству. В результате ими было объявлено, что колонна по адресу базирования поставлена не будет. Лаврентьев позвонил по ’02’, пытаясь вызвать милицию. Видимо, это ускорило разбирательство, и спустя примерно полчаса колонна двинулась в Ижевск. Правда, для этого Лаврентьеву пришлось сесть в головную машину.

На вопрос: ‘Как вы думаете, это – конец происшествия или нет?’ Владимир Лаврентьев ответил: ‘Это не начало и далеко не конец – это продолжение старой истории, которая смахивает на обычный в нашей республике ‘беспредел’.