Вступление в права наследования – вещь всегда хлопотная. Особенно если речь идет не о дядюшке-миллионере из США, которого и в глаза никто не видел. А о наследстве экономическом и наследстве политическом…
Вот то наследство, которое не просто заставляет задуматься, а зачастую вызывает тревогу многократную, превышающую сожаления об ушедшем. Даже если такие сожаления и возникают.
Наверняка именно нелегкими думами о доставшемся ему «наследстве» занят последнее время Алексей Ивченко, пришедший на смену Юрию Бойко в НАК «НафтоГаз Украина».
А подумать есть о чем.
Взлетая выше ели, не ведая преград…
Так пелось когда-то в детской песенке про качели. А качели – они как маятник – то взлетают, то проваливаются в пустоту. Именно с такими качелями можно сравнить ситуацию с ведущей отечественной НАК – Нафтогазом, которым последние несколько лет руководил Юрий Бойко.
И эти годы всем участникам нефтегазовой отрасли запомнятся: скандалом с реверсом Одесса-Броды, теневыми схемами поставок туркменского газа, приведшими в конце концов к его подорожанию, «успешным» строительством ВИНК и т.п. и т.д.
А также эти годы запомнятся «взлетом» качелей – победными реляциями в СМИ, обещаниями то дешевого газа из Туркмении, то дешевой нефти из африканских месторождений.
Юрий Бойко казался вечным и бессменным руководителем стратегической отрасли – казалось бы, уйдет Бойко и НАК рухнет.
И это оказалась правдой – не успел Бойко уйти, как начал разрушаться миф об эффективном менеджере НАКа и о его победах на благо Украины на нефтегазовом фронте.
«Венгерская рапсодия» НАКа
По сути, развал мифа начался еще в тот момент, когда Юрий Бойко еще сидел в своем кресле. Народ Украины, который в чиновничьих документах гордо именуется «населением», ощутил на себе разницу между мифом и суровой реальностью – 18 января глава НАК «Нефтегаз Украины» Юрий Бойко обратился в НКРЭ (Национальный комитет регулирования электроэнергетики) с просьбой разрешить увеличить стоимость природного газа для населения на 25%. А буквально за неделю до этого тот же г-н Бойко клятвенно обещал, что газ для населения не подорожает.
Но подорожание газа для населения – это всего лишь следствие, а причина уходит корнями в самое начало «эпохи Бойко». Именно тогда началось выстраивание хитроумных схем, последствия работы которых мы наблюдаем сейчас. Тогда по инициативе г-на Бойко операции с туркменским газом были переданы венгерской компании Eural TG. До сих пор остается загадкой, каким образом зарегистрированная в Венгрии на трех безработных компания с уставным капиталом аж в 12 тыс. долларов получила полный контроль над таким лакомым куском, как транзит туркменского газа. Официальная версия – минимизация налогообложения. Венгерская компания платила 3% налога в венгерскую же казну, вместо 30% положенных в Украине. В итоге никто не знал и, наверное, уже и не узнает, куда девалась большая часть прибыли Eural TG.
Газовые «Туркменшиши»
Когда компания Eural TG стала слишком заметна в связи с преследующими ее скандалами, ее было решено поменять. Так в конце 2004 года появляется компания «РосУкрЭнерго». Причем если Eural TG хотя бы номинально был подконтролен НАКу, то в новой компании-посреднике Укриане принадлежит аж один совещательный голос в Наблюдательном совете. А реальные владельцы-распорядители: компания "Arosgas" (дочернее предприятие российского "Газпромбанка") и фирма "Raiffeisen Investments AG".
Все эти рокировки происходили на фоне переговоров Россия – Туркменистан, которые завершились в апреле 2003 года подписанием соглашения о сотрудничестве сроком на 25 лет. А уже в 2006 году Россия по этому договору закупит у Туркменистана 60-80 млрд м3 газа, что составляет 100% мощности существующей газотранспортной системы. Т.е. Украина газ в Туркмении теоретически купить может, но… на условиях самовывоза.
Вот мы и имеем реальный результат, который очень сильно отличается от того, что пыталась представить общественности пресс-служба НАКа. Нет никакой диверсификации поставок энергоносителей в Украину, а есть нарастающая зависимость от России и кризис во взаимоотношениях с Туркменистаном.
Наглядное подтверждение тому – предновогоднее повышение цен на туркменский газ.
Другие мифы
И это только один аспект эффективной работы НАКа под руководством г-на Бойко. А есть еще скандал с реверсом Одесса-Броды, который так долго гасился в СМИ всеми возможными способами.
Есть еще и темная история с ВИНК, которая всколыхнула общественность летом-осенью 2004 г. Тогда многие эксперты видели в ускоренном создании ВИНК – сугубо политическое решение, забывая о экономических последствиях. А они были совсем не такими позитивными, как это в который раз пытался представить НАК.
Начнем с того, что сам процесс создания ВИНК начался со скандалов на двух нефтеперерабатывающих предприятиях: крупнейшем в Украине Кременчугском НПЗ (ЗАО «Укртатнафта») и НПЗ «Галичина». Сегодня, по здравому размышлению, сам факт законности передачи этих активов в ведение НАК вызывает сомнения. 10 февраля в Конституционном суде Украины началось слушание по иску 52 народных депутатов о незаконности передачи в НАК государственного пакета акций «Укртатнафты» и «Галичины».
А еще осенью 2004 г. вызывали удивление методы, применявшиеся НАКом для освоения полученных активов. На «Галичине» дело дошло до перестрелок и блокирования работы предприятия, а на «Укртатнефта» разгорелся скандал вокруг смены председателя правления. НАК настаивал на кандидатуре Сергея Глушко, ранее уволенного с должности зампреда ФГИ в связи со скандалом вокруг Ингулецкого ГОК (и это в те времена когда еще было не принято говорить о теневых приватизациях и махинациях в ущерб государству).
Итог этой истории аналогичен предыдущей – победные реляции об успехах ВИНК и реальные вопросы о целесообразности его создания и методах, которые были использованы для этого.
Какое же наследие получит новый глава НАКа?
Можно сказать, что это непростое наследство. С одной стороны массированная многолетняя PR-кампания создала образ НАКа как успешной кампании. С другой стороны – за этим фасадом скрыто огромное количество проблем.
Но что вызывает удивление – так это то, что PR-кампания Бойко с его увольнением из НАКа не прекратилась и последнюю неделю в ряде СМИ были опубликованы материалы прославляющие эффективного менеджера и грозящие кризисом на нефтегазовом рынке Украины. Самое удивительное, что в этих материалах ему ставится в заслугу то, за что следует строго наказывать. В частности то, что большинство внешнеэкономических связей построено на личных взаимоотношениях г-на Бойко (прямо мафия какая-то, а не государственная компания), то, что Украина успешно урегулировала кризис с Туркменистаном (который возник не на пустом месте и обошелся стране в кругленькую сумму) и т.д.
В этой связи можно сказать, что кризис будет. Но кризис этот обусловлен тем, что вскроются ранее замалчивавшиеся факты.