Золото есть, а запасов нет?

 В прошлом году на страницах "Волны" (N 41 от 29.10.2004 г. и N 45 от 26.11.2004 г.) выступили на одну и ту же тему два архангельских геолога: С.А. Мелкумян и В.А. Медведев. Оба вели речь о том, обладают ли недра Архангельской области промышленными запасами золота. Первый из авторов утверждал, что нет у нас таких запасов. Второй постарался развенчать его доводы, попутно вставив ряд критических шпилек в адрес самого Мелкумяна.

В редакцию поступил еще один материал на эту тему, в котором первый автор привел новые аргументы в пользу своего заявления насчет наличия золота в недрах Архангельской области:

– В.А. Медведев, главный геолог ЗАО "Кратон", в своей статье ("Волна", N 45 от 26 ноября 2004 года) лукавит, что на Ветреном поясе (Онежский и Плесецкий районы) проводились специализированные работы "на золото". Более того, ссылается на геологов, которые там проводили подобные работы. Мою правоту может подтвердить А.И. Зудин, бывший главный геолог Плесецкой геологоразведочной экспедиции (ныне ЗАО "Природа", п. Савинский Плесецкого района). Я никогда не закрывал тему золотоносности Ветреного пояса. Более того, писал о золотоносности Ветреного пояса значительно раньше, чем В.А. Медведев появился в Архангельской области.

Безусловно, здесь есть золото и в четвертичных отложениях, и в венде, и в древнейших коренных породах. Для выявления и оценки значимости золоторудных месторождений нужны целенаправленные горно-буровые работы. Но найти сто тонн золота (о таком количестве ведет речь мой оппонент) в четвертичных отложениях – это даже больше, чем миф. Достаточно ознакомиться с фундаментальным отчетом по Беловодской залежи Иксинского месторождения бокситов. Он содержит несколько тысяч страниц высококачественного информационного материала. Действующий Североонежский бокситовый рудник за три десятка лет не предъявил ни одной претензии к качеству работ, выполненных плесецкими геологами на СОБРе.

Я вовсе не думал "отомстить", как пишет Медведев, А.А. Ефремову, у меня не было и нет причин для этого. Мстительность вообще противна моему естеству. Медведев говорит, что наличие 145 тонн золота на Ветреном поясе утверждено протоколом научно-технического совета Северного комитета по геологии. Да, есть такой протокол. Но Северный комитет утвердил ресурсные запасы по категории Р3.

Даю разъяснение: даже сидя в Архангельске, я могу подсчитать ресурсы по категории РЗ, например, для Московской области или государства Бангладеш. Нужна добросовестная и целенаправленная работа, чтобы ресурсы из категории РЗ затем были переведены в категорию Р1. Геологические объекты со столь малой степенью изученности, как РЗ, тянут только на рудо-проявление, но никак не на месторождение. Уважаемый читатель, лишь когда ресурсы из категории Р1 переводятся в категорию С2, можно говорить о наличии месторождения. И только после геолого-экономической оценки можно говорить о промышленной значимости месторождения.

Золото – хорошо мигрирующий металл. Оно есть почти везде. В Мировом океане его больше, чем золотые резервы всех стран мира, накопленные за всю историю человечества.

Поэтому я и написал, что преждевременно заявлять, тем более устами губернатора, о наличии в нашей области крупного месторождения золота. Не хочу, чтобы и Николай Иванович Киселев был введен в заблуждение. То же самое относится и к "Архангельскому месторождению пресных вод", о котором много уже сказано средствами массовой информации. Нет такого месторождения. Бывший губернатор обещал напоить архангелогородцев чистой родниковой водой в 2004 году. А где эта вода?

Теперь о золоте поконкретнее. Впервые золото Ветреного пояса В.А. Медведев получил из моих рук и стал его тиражировать. У меня и свидетель есть, А. И. Зудин – тот самый, на которого ссылается в своем отклике на мою статью Медведев. Этот самый Зудин тоже причастен к работам Плесецкой экспедиции, которые, по утверждению моего оппонента, "велись крайне безответственно и зачастую оказывались браком".

У врачей есть негласное правило: если один врач ошибся в диагнозе болезни, то второй очернять его не станет. Я никогда не закрывал тему перспективности золотоносности (а также никеленосности и платиноносности) Ветреного пояса. Это изложено в геологических отчетах плесецких геологов. Мы пользовались не только материалами предшествующих авторов, а сами пробурили не одну тысячу скважин, находили и разведывали конкретные месторождения. Так что не стоило бы В.А. Медведеву оскорблять честь коллектива плесецких геологов из 700 – 900 человек.

Допустим, я неграмотный геолог, а как быть с остальными геологами и буровиками? Как нашей экспедиции удалось нарастить промышленные запасы бокситов в два раза, завершить поисковые работы на крупнейшем плесецком месторождении бокситов, разведать Пермиловское месторождение пресных подземных вод, крупнейшее в европейской части России и в Европе? Специалисты Плесецкой геологоразведочной экспедиции успешно провели поиск и разведку крупных месторождений метабазальтов, цементных и глиноземных известняков, самого крупного в Российской Федерации месторождения палыгорскитовых глин и т. д.

Кстати, некоторые разведанные нами месторождения уже находятся в сфере промышленного освоения.

Геологоразведчики Плесецкой экспедиции пробурили не одну скважину и на алмазоносных трубках Архангельской области, проводили работы даже на острове Колгуеве. Вот такие мы "бракоделы"…

Сергей МЕЛКУМЯН, заслуженный геолог РФ, кандидат геолого- минералогических наук.

От редакции

Наверное, спор геолога-ученого (С.А. Мелкумяна) и геолога-практика (В.А. Медведева) может быть бесконечным. Мы обращались за мнением по поводу наличия в недрах области промышленных запасов золота к другим геологам. Одни поддерживают точку зрения Сергея Айрапетовича, иным кажутся верными доводы Валерия Анатольевича. И поскольку геологоразведочные работы продолжаются, остается ждать их результата.