"Полноценное присутствие в антарктическом регионе и способность влиять на его судьбу невозможны без активного участия России в работе органов и форумов системы Договора об Антарктике". Такие тезисы доклада к заседанию правительства РФ сегодня, 10 марта, приводит ДПИ.
На сегодняшний день актуальным в этом контексте является вопрос о начале выплаты Россией ежегодных взносов (около 31 тыс. долл. США) в бюджет Секретариата Договора об Антарктике. В настоящее время проект решения правительства РФ о российском участии в финансировании Секретариата, начиная с 2006г., проходит межведомственное согласование. Следует, однако, отметить, что неучастие России в финансировании Секретариата в 2005г. уже сейчас воспринимается нашими партнерами по "антарктическому клубу" как самоустранение от полноценного сотрудничества внутри системы Договора об Антарктике. Такая позиция может спровоцировать и попытки оттеснить наше государство от участия в процессе выработки решений по другим вопросам деятельности в регионе. В связи с этим представляется целесообразным дополнительно рассмотреть возможность выделения средств для уплаты в 2005г. взноса на финансирование Секретариата Договора об Антарктике.
Деятельность государств в Антарктике определяется требованиями, установленными комплексом международно-правовых актов – системой Договора об Антарктике. Основу системы составляет Договор об Антарктике 1959г. – основополагающий акт международного права, регулирующий порядок межгосударственных отношений в антарктическом регионе. Россия была одной из 12-ти государств, которая в числе первых подписала этот Договор. В настоящее время Договор об Антарктике представлен государствами всех континентов. В систему Договора об Антарктике входят также Конвенция о сохранении антарктических тюленей 1972г., Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980г. и Протокол по охране окружающей среды к Договору об Антарктике 1991г. Основными стратегическими направлениями внешней политики нашего государства в Антарктике являются усилия по сохранению в современных условиях основных принципов Договора 1959г.
Отечественными специалистами доказано существование в Антарктиде крупных скоплений железных руд, способных удовлетворить потребности в них человечества при нынешнем уровне потребления в течение 150-200 лет, значительных ресурсов каменного угля, выявлены проявления цветных металлов, определены районы с признаками содержания благородных металлов, редких и рассеянных элементов, включая естественные радиоактивные, и алмазоносности. По оценкам отечественных геологов, подтвержденных зарубежными специалистами, общие прогнозные ресурсы углеводородов антарктического шельфа превышают 35 млрд. тонн условного топлива, а извлекаемые запасы нефти составляют около 6 млрд. тонн, газа – 3-4 трлн. куб. метров.
Научно-исследовательские работы, направленные на выявление перспектив минеральных ресурсов региона, являются мощным инструментом усиления присутствия в Антарктике и требуют систематического проведения экспедиционных исследований для создания полноценных баз геолого- геофизических данных. Такую линию проводят наиболее развитые государства, не имеющие собственной ресурсной базы или ведущие стратегическую линию на консервацию национальных богатств (Германия, Япония, отчасти США), а также страны с территориальными притязаниями в Антарктиде (например, Австралия). В связи с отмеченным сохранение постоянного и деятельного присутствия отечественных геологов и геофизиков в Антарктике – залог будущего активного участия России в разработке минеральных богатств этого региона.