Как стало известно “Ъ”, Fincraft Resources основного акционера золотодобывающей Petropavlovsk Кенеса Ракишева инвестирует в запуск рудников на Горностаевском, одном из крупнейших месторождений кобальта и никеля в Казахстане, $200–300 млн. Кластер заработает через три года, металлы будут поставляться в Южную Корею, Китай и Россию. Аналитики отмечают оптимистичную ситуацию на рынке никеля, однако цены на кобальт сегодня находятся на отметке, не оправдывающей расчеты казахстанских бизнесменов.
На первых этапах инвестиции в развитие одного из крупнейших кобальто-никелевых месторождений Казахстана, Горностаевское, составят $200–300 млн, передал “Ъ” основной акционер Fincraft Resources и золотодобывающей компании Petropavlovsk Кенес Ракишев. Месторождение расположено на востоке страны, в 110 км от Семипалатинска. Запасы оцениваются в 54,7 млн тонн руды, содержащей 406 тыс. тонн никеля и 29,8 тыс. тонн кобальта. На месторождении завершены опытно-технологические работы, заложены необходимые скважины и инфраструктура первого рудника. «К 2022 году на месторождении будет функционировать кластер из нескольких полностью оборудованных рудников»,— рассказал Кенес Ракишев.
По его словам, наиболее перспективными экспортными рынками являются Южная Корея, Китай и Россия. «Наш проект подразумевает выпуск не только никеля, но и концентратов на его основе, спрос на которые в высокотехнологичных производствах неуклонно растет с каждым днем. Поэтому в число потенциальных стран для экспорта можно также добавить США, Японию и Европу»,— говорит господин Ракишев.
На Горностаевском будет применяться подземное выщелачивание руды, когда через скважины закачивается растворитель, затем растворенная руда выкачивается на поверхность. Технология используется в урановой индустрии, но не используется широко в добыче никеля. В случае успеха себестоимость его производства на Горностаевском, говорит господин Ракишев, будет одной из самых низких в мире. Сейчас на LME цена никеля составляет $12,1 тыс. за тонну.
Расчет Кенеса Ракишева в отношении кобальта связан с нестабильностью в Демократической Республике Конго, где добывается большая часть кобальта в мире. «Большие компании могут не рискнуть инвестировать большие деньги туда»,— говорил в апреле господин Ракишев «Ведомостям». Он отмечал, что на рынке сложились хорошие цены, «$60–70 тыс. за тонну», но его устроит цена не ниже $40 тыс. Олег Петропавловский из БКС замечает, что прогнозы господина Ракишева могут не оправдаться: сейчас цена на кобальт значительно ниже $40 тыс. (по данным LME, $35 тыс.). Кроме того, добавляет эксперт, производители батарей не только стали работать над снижением потребности в кобальте, но уже получили положительные результаты.