Наличие выбросов метана на Красной планете, зафиксированные когда-то марсоходом Curiosity, были подтверждены с помощью автоматической межпланетной станции Mars Express, а затем и компьютерным моделированием и геологической оценкой поверхности.
Об этом сообщили в Европейском космическом агентстве.
Наличие метана на Красной планете привлекает внимание потому, что на Земле этот газ образуется живыми организмами, а также геологическими процессами. Поскольку метан может быть быстро уничтожен атмосферными процессами, любое выявление его молекулы в марсианской атмосфере означает, что он должен появиться относительно недавно – даже если метан был произведен миллионы лет назад и до сих пор находился в ловушке в подземных резервуарах.
Наблюдения с помощью космических аппаратов и телескопов на Земле сообщали об отсутствии или обнаружении очень малого количества метана.
Но, еще 15 июня 2013 года марсоход Curiosity, находясь в кратере Гейла, зафиксировал присутствие метана. На следующий день с помощью планетарного спектрометра Фурье (PFS) на борту Mars Express наличие метана была подтверждена.
«В целом мы не обнаружили никакого метана, кроме одного определенного выявления примерно 15 частей на миллиард метана в атмосфере, что, как выяснилось, произошло на следующий день после того, как Curiosity сообщил о всплеске в 6 частей на миллиард», – рассказал Марко Джуранна из Национального института астрофизики – Института космической астрофизики и планетологии в Риме, Италия, главный исследователь эксперимента PFS, и ведущий автор статьи в журнале «Nature Geoscience» от 1 апреля 2019 года, в которой сообщается о результатах исследования.
«Хотя соотношение в несколько долей на миллиард означает относительно небольшое количество, для Марса это довольно замечательный результат – наши измерения соответствуют в среднем около 46 тоннам метана, присутствующего на площади 49 000 квадратных километров, наблюдавшееся с нашей орбиты», – добавил он.
Десять других наблюдений в период исследований Марс Экспресс, которые сообщали об отсутствии метана на грани чувствительности спектрометра, отвечали периодам низких измерений, о которых сообщал Curiosity.
Сначала было предположено, что метан появился внутри кратера, но данные с Mars Express говорят о другом.
Марко и его коллеги провели два независимых анализа для того, чтобы выявить потенциальные источники метана, разделив широкий регион вокруг кратера Гейла на сетки площадью около 250 на 250 квадратных километров.
В одном из изучений, сотрудники Королевского бельгийского института космической аэрономии в Брюсселе применили компьютерное моделирование для создания миллиона сценариев выбросов для каждого из квадратов, чтобы предсказать вероятность выбросов метана для каждого из этих мест. Моделирование учитывало измеренные данные, ожидаемые характеристики атмосферной циркуляции, а также интенсивность и продолжительность выбросов метана на основе геологического явления «утечки газа».
В другом параллельном изучении геологи из Национального института геофизики и вулканологии в Риме, Италия и в Институте планетарных наук в Тусоне, штат Аризона, исследовали область вокруг кратера Гейла на предмет особенностей, которые могут быть связаны с выделением метана.
Хорошо известно, что такой процесс на Земле происходит вдоль тектонических разломов и с месторождений природного газа с разной интенсивностью высвобождения. А, эпизодический выброс газа, то есть в общем длительный покой между кратковременными выбросами, является типичным для небольших, или «вымирающих» источников, или же из-за сейсмических событий. На Марсе эпизодические выбросы газа также могли бы возникнуть от удара метеорита.
Исследователи обнаружили тектонические разломы, которые могут достигать ниже области, где предположительно присутствует мелкий лед.
«Поскольку вечная мерзлота является прекрасным уплотнением для метана, то вполне возможно, что лед здесь мог захватить подземный метан и эпизодически высвобождать его вдоль разломов, которые прорываются сквозь этот лед», – сказал соавтор исследования Джузеппе Этиопе из Национального института геофизики и вулканологии в Риме.
И компьютерное моделирование атмосферы, и геологическая оценка, выполненные независимо друг от друга, предложили тот же регион происхождения метана.
«Наши результаты подтверждают идею о том, что выброс метана на Марсе может характеризоваться небольшими, временными геологическими явлениями, а не постоянно пополняемым глобальным присутствием, но мы также должны лучше понять, как метан удаляется из атмосферы, и как примирить данные с Mars Express с результатами других миссий», – добавил соавтор Фрэнк Даерден из Королевского бельгийского института космической аэрономии в Брюсселе.