"Необходимо с одной стороны усилить роль государства в управлении нефтедобычи и повысить ответственность недропользователя, а с другой стороны дать нефтяникам больше стимулов для расширенного воспроизводства". С такой инициативой выступил губернатор ХМАО Александр Филипенко на расширенном выездном совещании комитета Госдумы РФ по природным ресурсам в Когалыме. По словам Филипенко, уже имеются интересные во многих аспектах региональные законодательства Югры и Ямала. Дума Ханты-Мансийского автономного округа приняла порядка 60 законов, связанных с этой проблематикой в развитие федерального законодательства.
К сожалению, отмечает губернатор ХМАО, от некоторых из них в Югре были вынуждены отказаться. Эту тему развил заместитель председателя правительства Югры по вопросам недропользования Владимир Карасев. В качестве закона, от которого пришлось отказаться, он привел окружной закон “О стимулировании ускоренного ввода в разработку нефтегазовых месторождений в пределах лицензионных участков недр на территории ХМАО”. По словам Карасева, за время действия закона в течение двух с половиной лет в эксплуатацию было введено 15 новых нефтяных месторождений, что дало возможность бюджету получить дополнительные деньги. Федеральный центр получил 12 млрд. рублей налогов, а округ еще 6 млрд. в свой бюджет.
Продолжая свою мысль, Карасев пояснил, что для разработки новых месторождений нефтяным компаниям делались «налоговые каникулы». Они рассчитывались на 60 месяцев с момента получения первой нефти. То есть, в этот период компания не облагалась налогом на добычу полезных ископаемых.
Филипенко и Карасева поддержал в своем выступлении генеральный директор ООО “ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь” Владимир Некрасов. Он отметил, что в связи с отменой платежей на воспроизводство минерально-сырьевой базы, начиная с 2002 года, финансирование геологоразведочных работ осуществлялось за счет кредитов и займов в размерах 1,2 – 1,3 млрд. рублей в год. Этого явно недостаточно и соответственно прирост запасов нефти сокращается. По словам Некрасова восполнение ресурсной базы возможно также за счет покупки лицензионных участков с промышленными категориями запасов на аукционах, но мораторий Минприроды на эти мероприятия лишил нефтяные компании и подобных шагов.