В понедельник в Россию прибыл индийский министр нефти Мани Шанкар Айар. Он "привез" $2 миллиарда и рассчитывает купить на них 15% акций "Юганскнефтегаза". На участие в российских проектах денег Индия не пожалеет. По словам министра, государственная компания ONGC сможет привлечь $25 млрд. "Я думаю, что нас рассматривают как конкурентоспособного покупателя", – заявил министр. Однако глава Минпромэнерго Виктор Христенко в понедельник с ним встретиться не смог. И твердых обещаний гость из Индии не получил. Тем не менее эксперты уверены, что даже если "Роснефть" не захочет делиться "Юганскнефтегазом", Индия вполне может претендовать, к примеру, на Ванкорский проект вместо французской Total.
Встреча министра нефти Индии Мани Шанкара Айара с главой Минпромэнерго РФ Виктором Христенко была назначена на вечер понедельника. Но у Христенко случился грипп. И встреча не состоялась. Повестка переговоров предполагалась обширной – инвестиции в "Сахалин-3", в Ванкорское месторождение, а также возможность продажи миноритарной доли (15%) в "Юганскнефтегазе". Еще в январе индийское правительство одобрило эту покупку.
Правда, о бесперспективности претензий на "ЮНГ" в последнее время говорят не только российские эксперты, но и сами индийцы. Как написала накануне визита министра в Россию индийская The Telegraph, "совершенно очевидно, что, получив $6 млрд в качестве предоплаты за поставки нефти (от китайской стороны. – "Известия"), "Роснефти" уже ни к чему отдавать 15% акций за $2 млрд. И потому совершенно ясно, что интерес русских к предложению Индии выкупить долю прохладен". На акции "ЮНГ", кстати, претендовала и китайская CNPC.
Но индийский министр так не считает. "У нас есть деньги, и мы можем заглядывать далеко вперед", – уверил он российских партнеров по прибытии в Москву, сообщает Bloomberg. По его словам, "нас рассматривают как конкурентоспособного потенциального покупателя на эти активы". По его мнению, помимо $2 млрд за 15%-ный пакет акций "ЮНГ" у индийской ONGC есть возможность привлечь еще $25 млрд. Ранее, напомним, появились неофициальные данные об уже подписанном соглашении между ONGC и "Роснефтью" по разработке Ванкорского месторождения. "Неудивительно, тем более что индусы согласны на любые условия", – сказал "Известиям" аналитик УК "Тройка Диалог" Валерий Нестеров. Напомним, что французская Total тоже хотела поучаствовать в этом проекте. Однако стратегия компании – в создании совместного бизнеса или вхождении в проект со значительными правами – не ниже 25% акций. "А ONGC согласна и на 10-15%, как в случае с "ЮНГ", – считает Валерий Нестеров. Запасы Ванкора, напомним, составляют не менее 125 млн тонн нефти, а запасы "Сахалина-3", на которые также рассчитывает ONGC, – более 600 млн тонн. Нефть Индии нужна, так как эта страна ежегодно увеличивает ее потребление на 7%, но из-за крайне низких собственных запасов вынуждена импортировать около 70% всего объема потребления. А через 20 лет, по прогнозам Айара, будет ввозить порядка 85%.
Между тем Индия также готова позвать российских нефтяников к себе – поучаствовать в разработке месторождений. Правда, речь идет о тех же шельфовых проектах, опыта в разработке которых большинство российских нефтяных компаний не имеют. Кроме разве что "Роснефти". Недавно эта компания объявила о суперамбициозных планах – стать к 2015 г. компанией "номер три" в мире. "И союзники ей сейчас нужны, особенно учитывая, что Россия официально рассматривает Индию в качестве стратегического внешнеполитического и внешнеэкономического партнера", – считает Валерий Нестеров. Переговоры с президентом "Роснефти" Сергеем Богданчиковым состоятся во вторник.