На протяжении ХХ века Донбасс отличался мощным развитием индустриального комплекса, и прежде всего — предприятий угольной промышленности, на которые приходилось 57% от общего объема производства. Индустриализация в свою очередь ускорила развитие опасных эколого-геологических процессов, повлиявших на состояние природной среды. Особенно остро эта проблема стала ощущаться с началом т.н. реструктуризации угледобывающей отрасли. И сейчас она приобрела неконтролируемый и непрогнозируемый характер
Процесс реструктуризации угледобывающей отрасли прогрессирует. На сегодня, по данным аналитического отчета Агентства регионального развития «Донбасс», на стадии закрытия — 51 шахта и 1 горно-обогатительная фабрика. Только в Донецке за ближайшие 2 года намечено закрыть еще 6 шахт. Общая стоимость проектов закрытия (по данным той же организации) составляет 3,75 млрд. грн. С начала реализации проектов использовано 1,92 млрд. грн., или 51,2%. За I полугодие 2004г. из госбюджета на закрытие шахт было выделено 83,1 млн. грн., что составляет всего 31% от лимита финансирования на весь год.
Проблема реструктуризации угледобывающей отрасли обычно рассматривается исключительно в экономической плоскости. О ее глобальных последствиях вспоминают в последнюю очередь. Однако понятие реструктуризации предполагает разработку четкого механизма закрытия шахт, включая сугубо технологические моменты, связанные с прекращением работы оборудования шахты, решение социальных вопросов, подготовку и реализацию технико-экономических обоснований, превращение шахты в безопасный с точки зрения экологии объект. Причем последнее требование является иногда намного важнее всех предыдущих, поскольку экологический ущерб от закрытия шахт часто существенно превышает все возможные потери от их функционирования. По информации Министерства топлива и энергетики Украины, стоимость социально и экологически сбалансированного закрытия шахты составляет около 70-80 млн. грн., а опыт других государств (Чехии, Польши) свидетельствует, что на это цели нужно до 350-500 млн. грн., т.е. по отечественным меркам сохранять социальную и экологическую обстановку намного дешевле, чем по заграничным. За первую половину 2004г. выделили средства на закрытие только 1 шахты.
Между тем экологическая ситуация в Донбассе становится угрожающей. Ликвидация угольных шахт, которая осуществлялась и до сих пор осуществляется без учета прогнозных оценок экологических последствий и с частыми нарушениями природоохранного законодательства в условиях финансирования по остаточному принципу, приводит к существенному осложнению экологической ситуации в угледобывающих регионах. Проведенные Государственной экологической инспекцией Министерства охраны окружающей природной среды Украины проверки показали, что закрытие угольных шахт и разрезов осуществляется бессистемно и фрагментарно, четко не определена дальнейшая судьба шахт, подлежащих ликвидации. В результате проверок установлены факты нарушений как требований природоохранного законодательства, так и самих проектов ликвидации шахт. В частности, при проверках закрывающихся шахт были выявлены массовые нарушения требований Водного и Земельного кодексов Украины. И это при том, что закрытие шахт приводит к изменению состояния окружающей природной среды (особенно при невыполнении природоохранных требований с учетом геологических и других природных условий) в еще большей степени, чем их сооружение.
Необходимо отметить, что существует несколько способов закрытия шахт. Сухая консервация — это способ закрытия, предполагающий специальное переформирование рельефа, когда гидрогеологи соединяют подземные ходы таким образом, что вода, затапливая шахту, все же остается на большой глубине и не смешивается с грунтовыми водами. Полусухая консервация предполагает постоянное откачивание воды из шахты, как и в рабочем режиме. Еще один способ — закачивать в шахту жидкое стекло, бетон или песок, чтобы избежать проседания почвы, но он достаточно дорогостоящий и оправдывается только в случае, если над шахтой расположен город. Существует и т.н. мокрая консервация — это простое затопление шахты той водой, которая постоянно откачивается во время ее работы.
Ликвидация угольных шахт, осуществляемая с нарушениями природоохранного законодательства, приводит к осложнению экогеологической ситуации в угледобывающих регионах |
Последний способ закрытия шахт наиболее широко применяется на сегодня в Украине — 90% шахт консервируется мокрым способом. Именно вследствие его применения возник ряд экогеологических проблем, поскольку при затоплении горных выработок существенно увеличивается техногенная нагрузка на геологическую среду и гидросферу. Большие площади вскрытия угленосных пород горными выработками и резкое увеличение их проницаемости из-за техногенной трещиноватости обусловили активное влияние шахт на гидрогеологические условия прилегающих территорий. Все закрытые шахты гидравлически связаны с действующими, т.е. изменения, происходящие в них, неизбежно влияют и на работающие шахты — за всю историю существования Донбасса как горнопромышленного региона было возведено около 1 тыс. шахтных стволов, поэтому сейчас на 1 действующую шахту приходится около 3-х гидравлически с ней соединенных закрытых.
В целом среди природно-техногенных процессов, вызванных массовым закрытием шахт, можно выделить 4 основных:
-
поступление минерализованных шахтных вод в подземные и поверхностные водные объекты и их загрязнение, ускорение миграции техногенных загрязнений в геологическую среду и биологические объекты;
-
подтопление и заболачивание земельных угодий и территорий промышленно-гражданской застройки;
-
подвижки и оползни массивов горных пород и проседание дневной поверхности;
-
практически неконтролируемое расширение путей миграции взрывоопасных газов.
Рассмотрим причины и последствия каждого из этих процессов подробнее.
Поступление минерализованных шахтных вод в подземные и поверхностные водные объекты
Необходимо отметить, что разработка месторождений каменного угля содействует изменениям в водообмене и гидрохимическом режиме подземных вод на территории, значительно превышающей площадь горных работ. Как показал анализ результатов многолетнего экологического мониторинга в Донбассе, вследствие увеличения техногенной нагрузки на гидросферу происходило развитие нескольких десятков локальных очагов загрязнения подземных вод и устойчивый рост минерализации воды (за последние 30 лет от 0,5-1,0 г/л до 1,5-3,0 г/л и более). По данным лаборатории экологии почв Луганского института агропромышленного производства, воды с минерализацией выше 2,5 г/л непригодны не только для питья, но и для полива земельных приусадебных участков. При этом площадь развития пресных подземных вод с солесодержанием до 1 г/л сократилась в 4 раза, а воды с повышенной минерализацией (1,5-3,0 г/л) обнаружены на 83% территории региона.
С резким возрастанием притоков подземных вод в шахты в период массового закрытия и изменения их уровня, а также вследствие увеличения числа техногенных источников загрязнения проблема охраны и восстановления качества ресурсов подземных вод на территориях, прилегающих к зонам влияния закрытых шахт, еще более обострилась. После закрытия шахт остаются проблемы относительно охраны водных объектов от загрязнения, существующие при работе шахты, и к ним присоединяется ряд других проблем, связанных с негативным влиянием выведения шахты из эксплуатации.
Во-первых, заполнение шахт происходит высокоминерализованными и загрязненными водами, имевшими геологический контакт с разрезами шахт, шламонакопителями, фильтрующими прудами-накопителями шахтных вод, отстойниками, складами ядохимикатов и минеральных удобрений, терриконами и хвостохранилищами промышленных стоков. Гидроизоляция днищ и бортов этих сооружений, как правило, отсутствует, накопители располагаются в логах, балках, поэтому они являются интенсивными источниками фильтрации в подземные воды и загрязнения водных ресурсов фенолами, нитратами, нефтепродуктами, цианидами и другими токсичными элементами. Например, пруд-накопитель шахты «Красноармейская-Западная №1» привел к увеличению минерализации воды в реке Соленой до 4 г/л, а в грунтовых колодцах села Новосергеевка минерализация воды достигает 2,5-3,0 г/л (при норме 1 г/л). Минерализованная шахтная вода может мигрировать под поверхностью земли на значительные расстояния, т.к. на угольных шахтах Донбасса давно принято соединять угасающие предприятия с сопредельными рудниками с помощью т.н. сбоек. Цепочки подземных выработок с годами наращивались, и сегодня их можно проследить на расстоянии 30-40 км.
Все изменения, происходящие в закрытых шахтах, неизбежно влияют и на работающие шахты |
Во-вторых, в связи с сокращением производства и закрытием шахт общий объем шахтного водоотлива уменьшился, вследствие чего на ряде шахт проектная мощность очистительных сооружений значительно превышает фактическое поступление шахтных вод. Высокоминерализованные шахтные воды обрабатываются в очистных сооружениях механической и физико-химической очистки, где снижается только содержание взвешенных веществ, поэтому практически весь объем прошедших очистку шахтных вод отнесен к категории недостаточной очищенности по минеральному составу. Их минерализация, как правило, превышает допустимую норму 1 г/л и колеблется от 1,5-1,7 г/л до 20-50 г/л. Очень высокое содержание солей в воде на шахтах предприятий «Павлоградуголь» (до 35 г/л), «Красноармейскуголь» (24 г/л), «Стахановуголь» (20 г/л), «Краснодонуголь» (7,5 г/л), «Донецкуголь» (8,32 г/л). В шахтных водах содержится большое количество взвешенных (25-150 мг/л), загрязняющих и вредных веществ. Однако проектами по ликвидации шахт, как правило, предусматривается или строительство кустовых очистительных сооружений, или использование уже существующих, которые могут обеспечить исключительно механическую очистку шахтных вод, в результате чего снижается только содержание взвешенных веществ.
Попадание минерализованных и загрязненных шахтных вод в гидрографическую сеть и грунт вызывает увеличение минерализации речных и подгрунтовых вод в 2 и более раз. Только в Луганской области часть шахтных вод, которые отводятся в естественные водные объекты, составляет 48% от общего объема обратных вод и достигает 625 тыс. м3/сут. (228 млн. м3/год). В маловодные годы ситуация обостряется, т.к. реки региона принимают загрязненных вод в 2-3 раза больше, чем объемы их естественного стока. Однако сегодня в большинстве случаев население берет воду для питьевых нужд именно из поверхностных водоемов или подгрунтовых колодцев. Конечно, поверхностные воды проходят систему очистки, но поскольку в ряде городов очистительные сооружения морально и физически устарели (существуют очистительные сооружения, эксплуатируемые еще с 1940г.), а в таких городах, как Кировск, Брянка, Славяносербск они полностью или частично разрушены, становится понятно, что качество воды не гарантируется.
Еще одним аспектом проблемы являются находящиеся на балансе подлежащих закрытию шахт биологические очистные сооружения по очистке сточных вод шахтерских поселков, которые останутся и после ликвидации шахт. Таким образом, острым становится вопрос, связанный с очисткой хозяйственно-бытовых сточных вод, поддержанием очистных сооружений в надлежащем санитарно-техническом состоянии или их строительством в случае отсутствия. Особенно это касается небольших населенных пунктов.
Высокоминерализованные и загрязненные шахтные воды, просачиваясь по капиллярным системам грунта, могут также вызвать необратимое уничтожение плодородного слоя земли. Опасность образования зон т.н. химической пустыни существует всюду, где решено закрывать неперспективные шахты, т.е. практически на всей территории Донбасса и значительной части Украины.
На сегодня предлагаются различные варианты решения проблемы постоянного увеличения объемов минерализованных шахтных вод. Это и захоронение их в глубоких геологических структурах, и опреснение, и выпаривание, и разбавление днепровской водой, и даже сбрасывание в Черное море. Но подобные варианты скорее похожи на фантазии, поскольку отсутствуют необходимые средства для их реализации (как материальные, так и технологические).
Анализ проектов ликвидации шахт свидетельствует, что прогнозный срок их затопления колеблется от 2 до 23 лет, после чего следует ожидать выхода воды на поверхность. При этом ее качество по показателю минерализации значительно хуже существующей в настоящее время, в частности, по сульфатам, хлоридам и железу, т.к. за указанный период вода будет насыщаться вредными веществами. И только через 5-10 лет после выхода такой воды на поверхность предполагается незначительное снижение содержания в ней загрязняющих веществ и некоторая стабилизация ее качества.
Подтопление и заболачивание территорий
Шахты в ходе добычи полезных ископаемых нарушают слои залегания подземных вод и с одной стороны позволяют им с больших глубин подниматься на поверхность, а с другой — способствуют образованию водной т.н. депрессивной воронки. Обычно на шахте извлекается уголь в радиусе порядка десятка километров от ее центрального ствола, воронка же получается в 2 раза шире. Особенно сильно деятельность шахт влияет на нормальные условия эксплуатации водозаборов. Например, водозаборы «Самарский» и «Светлогорский», расположенные на левом и правом берегах реки Самары (Западный Донбасс), функционируют только за счет постоянного снижения уровней подземных вод в скважинах, хотя в нормальных условиях должны работать при постоянных уровнях и дебите. Существенно влияют горные работы и на поверхностные воды. Подработка водных объектов приводит в некоторых случаях к полному исчезновению рек, водоемов и многих видов растений.
Если же предприятие останавливается и, соответственно, прекращается водоотлив, подземные воды стараются возобновить свой естественный уровень. Вода затапливает шахту и со временем может выходить на поверхность. Остановка водоотлива шахтных вод в связи с выводом из эксплуатации большого числа шахт и перевода их на мокрую консервацию резко изменила гидрологический и гидрохимический режимы рек, в которые продолжительное время осуществлялся сброс шахтных вод и промышленных стоков. По состоянию на начало 2004г. по Донецкому бассейну среднегодовой приток шахтных вод в горные выработки составлял 90 тыс. м3/ч, из которых на технические нужды использовалось 13-15%, а остальное сбрасывалось в пруды-накопители, реки и другие водоемы. В границах горнопромышленных районов Донбасса 20-40% территории оказались подтопленными и заболоченными. В целом площадь подтопленных участков на шахтерских окраинах Донецка составляет 5,2 тыс. га, в черте Луганска — свыше 4 тыс. га, в Макеевке — 1,7 тыс. га.
Попадание минерализованных и загрязненных шахтных вод в гидрографическую сеть и грунт вызывает увеличение минерализации речных и подгрунтовых вод в 2 и более раз |
Наиболее опасная ситуация с подтоплением территории возникла в Луганской области, особенно в Стахановском районе, где ликвидация шахт вызвала подтопление более 600 га застроенных территорий и сельскохозяйственных земель. В зону подтопления уже попало более 2 тыс. жилых домов, дачных участков и промышленных объектов, а также водозаборные сооружения питьевого водовода, системы канализации и очистки бытовых стоков.
Как отмечают геологи, ситуация носит неконтролируемый и непрогнозируемый характер. Например, на шахте имени С. Тюленина от момента закрытия до выхода шахтной воды на поверхность прошло только 13 месяцев (при проектном расчете 6 лет). В результате в Краснодоне подтоплен жилой массив площадью 48 га, на котором расположены 650 зданий.
Технологические продукты и отходы производства, накапливающиеся на протяжении длительного времени в депрессионной воронке Донецко-Макеевской агломерации, вследствие изменения гидрогеологического режима могут вызвать загрязнение воды в зоне питьевых водозаборов, проникнуть в функционирующие горные выработки. Особое беспокойство вызывают территории, где в советские времена проводились ядерные испытания, в результате которых в подземных пустотах осели громадные объемы химических веществ и отходов. При подтоплении данных мест может возникнуть радиоактивное и токсическое загрязнение водоносных горизонтов и близлежащих территорий.
Исследования показали, что изменение уровня грунтовых вод вследствие закрытия шахт также способствует развитию процесса заболачивания и связанного с ним засоления и осолонцевания почв.
Также в ходе подтопления и затопления территорий резко возрастает интенсивность растворения техногенных загрязнителей в почвах и подстилающих грунтах и прогрессирует миграция загрязнений в поверхностные и подземные водные объекты, поскольку воды множественно проникают в отвалы и шламонакопители и насыщаются там всевозможными загрязнителями.
По мнению исследователей, при опережающих оценках влияния массового закрытия шахт на состояние окружающей природной среды основное внимание следовало обращать на изменение режима уровня подземных вод в пределах зон влияния шахтных водоотливов и на высокую степень инженерного освоения и техногенной нагрузки. В результате совместного действия этих факторов, как правило, проявляется устойчивое увеличение количества территорий со значительным снижением глубин залегания подземных вод и активным развитием процессов подтопления жилищно-коммунальных, промышленных и коммуникационных объектов, сельхозугодий, транспортных магистралей и т.д. Несмотря на соответствующие прогнозные оценки геологов и ученых из Украинского государственного геологоразведочного института, которые были даны еще в начале 90-х годов прошлого века, эффективных действий, направленных на обрыв цепочки «закрытие шахт — усугубление процесса подтопления» ни государственными, ни местными органами власти не предпринималось. В 1998г., когда ситуацию с подтоплением не только Донбасса, но и юга нашей страны геологи уже называли катастрофической, были инициированы и разработаны «Комплексная программа ликвидации последствий подтопления территорий в городах и поселках Украины» (утверждена Постановлением Кабинета Министров Украины №160 от 15 февраля 2002г.) и «Комплексная программа защиты от вредного воздействия вод сельских населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий в Украине в 2001-2005 годах и прогноз до 2010 года» (утверждена Постановлением Кабинета Министров №173 от 26 июля 2000г.).
Только через 5-10 лет после выхода шахтной воды на поверхность предполагается незначительное снижение содержания в ней загрязняющих веществ и некоторая стабилизация ее качества |
Программа защиты от подтопления оказалась недееспособной, поскольку она не может быть только перечнем проектов локальных защитных мероприятий, а должна содержать стратегию, главные направления и действующие механизмы решения проблемы. В рамках указанных программ в большинстве случаев велись аварийно-восстановительные работы. Хотя нужно не ликвидировать или бороться с подтоплением, а проводить целенаправленную государственную политику прогноза, предупреждения дальнейшего развития этого процесса и постепенного устранения его последствий. Кроме того, программы недостаточно финансировались как из государственного, так и из местных бюджетов. Все это привело к отсутствию реальных улучшений ситуации с подтоплением территорий.
Между тем в начале 2004г. с учетом всех недоработок предыдущих документов была разработана «Государственная программа предотвращения и борьбы с подтоплением земель» (утверждена Постановлением Кабинета Министров Украины №545 от 29 апреля 2004г.). Конечно, и эта программа имеет недостатки, но все же она намного более дееспособна, чем ее предшественницы. Документ определяет стратегию и механизмы решения проблемы, а не только распределяет средства на финансирование местных мероприятий. Главные направления программы следующие:
-
усовершенствование законодательной и нормативной базы;
-
реконструкция предприятий-факторов подтопления;
-
оценка влияний объектов строительства (в частности, подземных сооружений, линий метрополитена и т.п.) на изменение уровней подземных вод и техногенное насыщение грунтов;
-
разработка экономических механизмов финансирования природоохранных проектов;
-
широкое внедрение геофизических исследований (в т.ч. и дистанционных) для картирования уровня грунтовых вод, их загрязнения и дальнейшего мониторинга процессов фильтрации естественных и техногенных вод и прогноза рисков подтопления;
-
проведение социально-экономических программ;
-
анализ связи реструктуризации и мокрой консервации шахт Донбасса и других горнодобывающих регионов с развитием процесса подтопления и прерывание цепочки «затопление шахт — подтопление».
На государственном уровне создана система контроля и управления ситуацией с подтоплением (в рамках системы мониторинга состояния окружающей среды), которая финансируется из государственного бюджета. Организация связанных с подтоплением природоохранных и инженерно-технических мероприятий на местах должна осуществляться в виде инвестиционных проектов без расчета на средства из государственного бюджета (для стимулирования инвесторов долевое участие государства в таких проектах может быть установлено законодательно).
Пока говорить о конкретных результатах внедрения программы рано, поскольку для стабилизации ситуации необходимы не месяцы и не годы, а десятилетия. Но уже сам факт понимания сути проблемы, закрепление путей ее предотвращения и решения на законодательном уровне и целевое выделение средств позволяют ожидать изменений сложившейся ситуации.
Подвижки, оползни и проседания горных пород
Донбасс — один из наиболее старых и крупных горнопромышленных районов в мире. История его развития насчитывает более 200 лет. Здесь на площади около 15 тыс. км2 по мере увеличения глубины проведения горных работ (до 900-1300 м) и снижения уровня подземных вод под влиянием шахтного водоотлива нарастало стойкое региональное нарушение равновесия геологической среды в системе «минеральный скелет горных пород — подземные воды». В результате возник ряд необратимых геологических процессов, к которым относятся:
-
просадки дневной поверхности и подвижки породного массива в зонах прямого влияния горных работ;
-
снижение механической прочности пород в зонах обрушения, проседания, подвижек и развития техногенной тектонической трещиноватости, а также вследствие влияния водонасыщения, выщелачивания водорастворимых минералов и др.;
-
разрушение региональных водоупоров и связанная с этим активизация миграции минерализованных вод глубоких горизонтов в поверхностные водные объекты, а также изменение структуры потоков взрывоопасных газов;
-
развитие гидрогеомеханических напряжений и ударов вследствие затопления горных выработок и объемного распределения гидростатических давлений, результатом которых могут быть локальные землетрясения (с обвалами межшахтных целиков и изолирующих перемычек, деформацией дневной поверхности и разрушением наземных сооружений);
-
общее повышение сейсмической активности на 1-2 балла даже при фоновых значениях землетрясений на уровне 4-5 баллов.
Уже сейчас просадки дневной поверхности в зонах горных работ достигают в некоторых местах 6 м, в среднем они составляют 1,5 м. Проседание способствует подтоплению и затоплению территорий. Например, проседание грунта на полях действующих шахт «Благодатная» и «Павлоградская» в пойме реки Самары на 3-5 м привело к образованию 4-х озер общей площадью 2 км2. Заполнение этих озер шахтной водой обусловило повышение уровня минерализации воды в них до 30 г/л.
В Стахановском районе Луганской области ликвидация шахт вызвала подтопление более 600 га застроенных территорий и сельскохозяйственных земель |
Проседания поверхности и затопления соответствующих территорий зафиксированы также в зонах влияния шахт «Замковская», «Красноградская №1», «Ильница», на полях шахт имени Лютикова и «Панфиловская».
Донбасс отличается высокой концентрацией населения, жилых и промышленных объектов, систем трубопроводного и железнодорожного транспорта, а также потенциально экологически опасных предприятий (химических, металлургических, нефтеперерабатывающих). Большинство этих объектов достаточно чувствительны к геологическим изменениям поверхности: проседаниям, подвижкам грунта. По мнению геологов, нужно учитывать региональное увеличение масштабов изменения геологической среды, вызванного практически нерегулируемым затоплением шахт. Результатом этого станет расширение зон проседаний и провалов поверхности, их затопление и образование болот и других водных объектов. Со временем геологическая среда начнет приходить к новому уровню равновесия, сопровождаясь накоплением в его верхней зоне больших объемов потенциальной энергии (т.е. увеличением энтропии или понижением стойкости) значительных по масштабам породных массивов. Вследствие чего будут активизированы процессы проседаний, карста, оползней, провалов, гидромеханических толчков. В будущем это может существенно осложнить функционирование инфраструктуры промышленности, жилых помещений, трубо- и путепроводов, энергоснабжающей системы.
Расширение путей миграции взрывоопасных газов
Деятельность предприятий угольной отрасли приводит к масштабному загрязнению атмосферного воздуха выбросами метана, угольной пыли и продуктов обогащения угля, диоксидов углерода и серы. Природная метановая газоносность шахт различна — от 5 м3/т антрацитов до 45 м3/т газового и коксующегося угля. Закрытие шахт вызывает вытеснение водой метана из горного массива на дневную поверхность и проникновение его в здания и сооружения. Только в Луганской области общая площадь участков, на которых существует опасность выделения метана на поверхность, составляет свыше 8 га, а участков, где такая угроза возможна, — свыше 2,5 тыс. га. По полям шахт «Центральная-Ирмино», имени Ильича, «Брянковская» установлено, что на территории 7-ми таких опасных зон расположены 1871 жилой дом, 283 производственных и административных здания. В 78-ми домах обнаружено поступление метана, а это — взрывоопасная ситуация и в буквальном, и в переносном значении.
Анализ случаев газовыделения на поверхность из выработанных пространств показывает, что оно может начаться спустя несколько лет после ликвидации шахты и происходить длительное время. Так, на ликвидированной шахте «Центральная Первомайская» газовыделение наблюдается с 1973г.
Государственная программа предотвращения и борьбы с подтоплением земель определяет стратегию и механизмы решения проблемы, а не только распределяет средства на финансирование местных мероприятий |
За годы угледобычи в шахтах прорублены многокилометровые выработки, но оставшиеся (невыбранные) углепороды будут выделять газ еще много лет. Большинство же ликвидированных шахт сформировано горными выработками или имеет связь по тектоническим нарушениям со старыми, закрытыми ранее шахтами. Меняющаяся структура потоков взрывоопасных газов усложняет газогеохимические условия действующих шахт и прилегающих промышленно-городских агломераций. То есть существующая проблема взрывоопасности отечественных шахт в дальнейшем (по мере закрытия все новых и новых шахт) будет только усугубляться.
Интересно, что и эту проблему можно решить. Уже подготовлены технологии: ожижитель метана из дегазационных скважин, его извлечение из шахтного дегазационного и из шахтного вентиляционного воздуха, извлечение метана в безлюдном режиме из шахт, прекративших угледобычу. Применение таких технологий позволит получать из шахт метан, что принесет немалую прибыль, уменьшит опасность взрывов, решит важные проблемы охлаждения глубоких шахт и задачи пожаротушения (льдоводяной суспензией и другими приемами). По оценкам Минтопэнерго, затраты на выведение шахт из эксплуатации составляют $6-24 млн. Только 20-30% этих средств необходимы для перевода таких шахт в газодобывающие. Если предприниматель выразит желание взять подобную шахту в аренду с условием кредитования 30% от причитающихся этой шахте ликвидационных сумм для ее перевода в газодобывающую и возьмет на себя расходы по откачке воды и ее деминерализации, то правительство должно быть заинтересовано в таком предложении. Осуществление подобного проекта позволит уменьшить бюджетные расходы на закрытие неперспективных ликвидационных шахт (на крупных шахтах — на 50-60%), снизить социальную напряженность, т.к. на шахтах, переведенных в разряд газодобывающих, останутся трудоустроенными 40-120 шахтеров (из расчета 40-50 человек обслуживающего персонала на 1 вытяжной ствол), а газодобывающая шахта будет рентабельной.
Все негативные последствия эксплуатации шахт и в еще большей мере — их закрытия накапливались годами, поскольку длительное время экологические и гидрогеологические проблемы игнорировались. Освоение природных ресурсов было основной целью и шло возрастающими темпами. Горнопромышленные выработки становились все более масштабными, разрушая природную среду, видоизменяя ландшафт. И поэтому с течением времени дисбаланс между увеличением техногенной нагрузки на геологическую среду и природоохранными мероприятиями увеличивался. Исключени