Тиски госрегулирования

Несмотря на то, что Украина не обладает большими запасами природного газа и обеспечивает себя за счет собственной добычи лишь на 25%, газовая отрасль в последние годы рассматривается правительством страны как один из основных источников поступлений в бюджет, кредитор налоговой администрации и источник дотирования незащищенных категорий потребителей. Возможно, такой подход был бы частично оправдан при изобилии газовых ресурсов и крайне низкой себестоимости топлива.

Из-за фиксированных цен на газ для социальных категорий потребителей у «Укргаздобычи», дочерней компании НАК «Нефтегаз Украины», практически нет собственных средств для финансирования геологоразведки и буровых работ. Помимо финансовых осложнений, ДК «Укргаздобыча» преследуют и проблемы с получением лицензий на пользование недрами, которые в последнее время стали объектом пристального внимания частных структур и различных государственных органов.

«Нефтегаз Украины» рассчитал не один десяток вариантов новых цен, но все они не были одобрены правительством. В январе 2005г. Верховная Рада Украины отказалась принять отдельный закон, которым вводится нулевая ставка НДС на импорт газа.

Тем временем, пока учреждения и организации принимают (или не принимают) решения, процессы добычи и разведки замедляются. Потенциальные же ресурсы углеводородов в акваториях Черного и Азовского морей, по данным НАК «Нефтегаз Украины», освоены лишь на 4%. Разведанные запасы категории С1 на морских месторождениях составляют 53 млрд. м3, и часть месторождений уже находятся в промышленной разработке. Таким образом, газодобывающим компаниям есть куда вкладывать деньги. Проблема – в их наличии и благоприятных условиях для работы.