В сентябре Норвегия серьезно снизила объемы добычи углеводородов на своем шельфе. Согласно предварительным оценкам Норвежского нефтяного директората (ННД), норвежские компании в прошлом месяце добывали только 344 тыс баррелей нефти в сутки. Это на 18% меньше, чем было в августе. Добыча газа сократилась за сентябрь еще сильнее — на 20% — с 8 млрд в августе до 6,4 млрд кубометров.
В ННД связывают столь плачевные показатели с сезонным прекращением производства на ряде месторождений для проведения плановых технических работ. Кроме того, из-за нештатного отключения электричества целый месяц (с 26 августа по 26 сентября) без дела простаивала добывающая платформа Goliat на одноименном нефтегазовом месторождении в Баренцевом море. А объемы суточной добычи нефти на этом промысле составляют порядка 100 тыс баррелей.
Между тем, благодаря экологам, Норвегия может лишиться возможности наращивать добычу нефти и газа в обозримом будущем. Североевропейское отделение «Гринписа» и норвежская природоохранная организация «Природа и молодежь» подали иск против Норвегии, требуя от нее остановить разведку и промысел углеводородов в Арктике. Об этом сообщает ТАСС, куда истцы направили копию своего заявления.
По мнению экологов, власти нарушают условия ратифицированного Норвегией Парижского соглашения по климату, а также 112-ю статью конституции королевства. Ведь правительство продолжает раздавать лицензии на право освоения участков норвежского шельфа, лежащих за полярным кругом.
«Подписать международное климатическое соглашение при этом разрешая бурение в Арктике — пример опасного лицемерия, — заявил глава норвежского отделения «Гринписа» Трульс Гуловсен. — Позволяя нефтяным компаниям бурить в Арктике, Норвегия рискует подорвать попытки мирового сообщества справиться с проблемой изменения климата. Если правительство ничего не предпримет, чтобы изменить текущее положение вещей, мы сделаем все, что в наших силах, чтобы положить этому конец».
Напомним, что министерство нефти и энергетики страны еще в мае подвело итоги 23-го раунда распределения лицензий на право разработки норвежского континентального шельфа. Тринадцати компаниям, в том числе дочерней структуре ЛУКОЙЛа и подконтрольной российскому бизнесмену Михаилу Фридману DEA Norge AS, были предложены лежащие за полярным кругом участки в Баренцевом и Норвежском морях.
В конце августа норвежское правительство объявило о подготовке к проведению 24-го раунда аукциона. В ходе него планируется распределить еще несколько десятков блоков арктического шельфа между крупнейшими игроками мирового нефтегаза.
«Гринпис», норвежская Bellona и другие защитники природы неоднократно устраивали акции против добычи углеводородов в Арктике и бурения у границы льдов. Экологи указывают на то, что последствия разлива нефти в полярных широтах могут оказаться катастрофическими для хрупких экосистем региона. В Осло, со своей стороны, заявляют об исключительно высоких экологических стандартах и нормах безопасности в норвежской нефтегазовой отрасли.