Охрана природы по понятиям, или три “п” в Красной книге

Любите ли вы, господа, природу так, как любят ее Сергей Поляков и Вячеслав Крук? О, нет, ТАК вы природу не любите! Хотя бы потому, что любить ее особенной любовью вышеупомянутым гражданам Украины положено по должности — как и.о. министра охраны окружающей природной среды и его первому заместителю. То есть они должны были бы продемонстрировать образец любви чистой, самоотверженной и, что особенно важно, бескорыстной к «уходящей натуре». Насчет натуры — в буквальном смысле, поскольку скоро охранять будет нечего — все приватизировано, от заповедных земель до зданий, в которых данные службы работают. И что характерно: процесс «прихватизации» всего и вся в природоохранной сфере начался с лета 2004 года. При этом «прихватизаторы» обнаружили особую привязанность (что вполне объяснимо) к территориям и строениям на побережье Черного моря.

Донецкий правительственный «порожняк» с прицепным одесским вагоном (С.Поляков и В.Крук — представители донецкого и одесского олигархических кланов) так пронесся по ландшафтам нашей родины, что грохот его колес еще долго будет аукаться всей стране, природоохранной инфраструктуре и охраняемым природным объектам в частности. Потому что иных уж нет (объектов и частей инфраструктуры), а те — далече… Последнее — о высокопоставленных чиновниках. Они хотели бы укрыться в отдельно взятом ПиСУАРе. Не получилось, потому обустраиваются со всеми удобствами в привычных местностях.

Что касается министра С.Полякова, то деяния его освещались в прессе. Их можно охарактеризовать цитатой из открытого письма годичной давности сотрудников уже бывшей Государственной экологической инспекции охраны Черного моря: «…Активно осуществляется работа по преобразованию возглавляемого им министерства в структуру, которая не имеет ничего общего с выполнением государственных функций». И, скажу вам, больших успехов достиг на этом поприще господин Поляков. Во время его правления сократились площади крымских заповедников и даже отдельных ботанических садов. Освободившаяся земля была отдана под застройку нужным людям, особенно в Крыму (с Донецком все понятно: мы знаем, где располагается особнячок Р.Ахметова). Деньги из Фонда охраны окружающей природной среды расходовались на ремонт административных зданий и приобретение нужных министру вещей в нарушение соответствующих постановлений КМУ. Отдельные сотрудники, принимавшиеся на работу в министерские структурные подразделения начальниками отделов (например, Государственной экологической инспекции), на работе не появлялись по семь-восемь месяцев, так как работали на выборы Януковича — бывшего подчиненного Полякова по Донецкой облгосадминистрации, но при этом зарплата им перечислялась регулярно и увеличивался стаж госслужбы.

Любопытные выводы можно сделать, проанализировав использование бюджетных средств, и немалых, по статье «научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы» за годы нахождения С.Полякова у власти. Лихо справлялся министр со всеми своими делами, имея в помощниках такого первого зама, как Вячеслав Крук. Вот на этом герое, неизвестном широкой общественности, остановимся подробнее.

Чудна биография этого молодого дарования! Начнем с семьи. Семья Круков состоит из ее главы и четырех сыновей, все они имеют солидный бизнес в Одессе.

Глава семьи Юрий Борисович Крук — народный депутат Верховной Рады трех созывов (фракция НДП), зам. председателя комитета ВР по вопросам строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и связи, бывший зам.министра транспорта и первый глава Департамента морского и речного транспорта в независимой Украине, основал вместе с С.Киваловым — «юристом высшей пробы» (по выражению самого Ю.Крука) Украинскую морскую партию. Экономические интересы главы семейства сосредоточены (внимание!) на морехозяйственном комплексе и Дунайских портах, в частности, Ренийском порту и СЭЗ «Рени». Не в период ли его министерской деятельности без Цусимы и Хиросимы сгинул весь украинский торговый флот?

Юрий Юрьевич Крук, младший сын, является коммерческим директором Украинской национальной транспортной компании, работающей в Одесском порту. 31 октября 2004 года за неизвестные заслуги он стал депутатом городского совета Одессы от избирательного округа №13, членом постоянной комиссии по транспорту, связи и информатике и, вероятно, пойдет по накатанному пути в политику, проторенному старшими Круками. Надо сказать, что, судя по фотографии, которую удалось разыскать в Интернете, Крук-младший не старше Татьяны Киваловой, 1976 года рождения, тоже депутата Одесского горсовета. Тенденция, однако: от династий пролетарских — к династиям депутатским! Во время сессии горсовета, на которой ему вручали удостоверение, одесские журналисты интересовались, много ли еще детей у Ю.Крука-старшего, и шутили, что «произрастает-таки Одесщина Круками».

Вячеслав Юрьевич Крук, старший сын, 1968 года рождения, до восхождения на министерскую должность основал и возглавил медицинскую страховую компанию «Инто-Сана» и стал президентом Морского страхового бюро Украины. Компания страхует сотрудников Ильичевского и Одесского портов (великое дело, семейный бизнес!), что приносит огромные прибыли. Это позволило построить медицинский центр «Инто-сана», иметь собственную радиокомпанию «Сана» и доступ к газетам и эфирному времени местных каналов, подконтрольных С.Кивалову. Став председателем вначале городской (1999), а затем областной организации Партии зеленых Украины (2000), пытался попасть в ВР на выборах 2002 года, будучи 14-м в списке ПЗУ. «Зеленые» победили в отдельно взятом городе Одессе, набрав более 5%. Через месяц после выборов Р.Боделан предложил нашему во всех отношениях «зеленому» герою стать вице-мэром города, с присвоением 3-го ранга госслужащего. Еще через год В.Крук становится первым зам.министра экологии. Вероятно, за заслуги в «зеленом» движении. А скорее всего, по протекции отца, видного НДПиста, поскольку В.Пустовойтенко всегда настаивал, что Минприроды — квота НДП в коалиционном правительстве.

Вообще-то, существуют определенные квалификационные требования, разработанные Госслужбой Украины. В зависимости от того, на какую должность претендуешь, необходимо проработать на госслужбе определенное количество лет. Чем выше должность, тем больше требуется стажа. Но, очевидно, требования касаются не всех. Сумасшедшая по стремительности карьера, не правда ли? Потому и привожу леденящие душу подробности, чтобы общественность поняла: семья являет собой настоящую «коза-ностру» одесского разлива. Куда там известной в политических и бизнесовых кругах семье Гошовских!

«Зеркало недели» (№38, 2004 г.) писало об оригинальном ноу-хау господ Полякова и Крука относительно отчуждения собственности на землю и строений на ней от вверенного им Минприроды путем бесплатной передачи «Научно-производственному природоохранному объединению» (о чем предусмотрительно записано в уставе предприятия). Это государственное (пока еще) предприятие скоропостижно было создано, как выяснилось, именно под эти операции. С момента выхода статьи события стали развиваться с невиданной скоростью, особенно в отношении участка земли площадью 3 га и зданий на Французском бульваре, 89 в славном городе Одессе, на котором размещаются Гидрометеоцентр Черного и Азовского морей (ГМЦ ЧАМ) и Украинский научный центр экологии моря (УкрНЦЭМ). Стимулирующим фактором послужили прогнозы относительно результатов грядущих выборов.

В первый же рабочий день после выхода статьи в «Зеркале недели» был уволен Денис Скидан, директор «Научно-производственного природоохранного объединения». В.Крук был срочно откомандирован в Одессу для усмирения сотрудников Гидрометеоцентра, писавших возмущенные письма в вышестоящие инстанции. 7 октября на собрании коллектива первый замминистра заявил, что не следует вводить в заблуждение общественность — министерство не собирается перепрофилировать ГМЦ ЧАМ. Кроме того, было сообщено о решении уволить директора Гидрометеоцентра в связи с якобы финансовыми нарушениями, выявленными ранее, и передать часть его функций предприятию «Научно-производственное природоохранное объединение» (НППО). В.Крук обвинил руководство ГМЦ ЧАМ и Украинского научного центра экологии моря в том, что оно не предприняло должных шагов по официальному оформлению земельных участков. В связи с этим, чтобы земля «не уплыла» в чужие руки, министр принял «волевое» решение передать эту землю и строения на ней НППО и поручил последнему срочно провести работы по соответствующему оформлению документов.

14 октября состоялась новая встреча В.Крука с коллективом ГМЦ ЧАМ, на которой был представлен новый директор гидрометеостанции — сын уволенного «по собственному желанию» А.Котлярова. Без специального образования и опыта работы в системе гидрометеослужбы. Сразу же после своего назначения Котляров-младший (в отличие от отца) подписал все документы, которые касались взаимоотношений ГМЦ ЧАМ с киевским госпредприятием «Научно-производственное природоохранное объединение» и превращением ГМЦ ЧАМ в арендатора.

Следующими действиями В.Крука было посещение в Одессе, как говорили в старину, присутственных мест, а для него — персонально «родных пенат». Цель визитов — «уладить» вопросы в связи с письмами-жалобами коллектива ГМЦ ЧАМ на деятельность С.Полякова и других сотрудников министерства. Говорят, что Крук письменно заверил руководителей соответствующих одесских органов власти об отсутствии претензий сотрудников ГМЦ ЧАМ к руководству Минприроды, о том, что инцидент исчерпан и демонстрировал заблаговременно собранные подписи некоторых сотрудников Гидрометеоцентра, которые не выдержали админнапора.

Не вызывает сомнения, что в результате походов В.Крука курируемое им «Научно-производственное природоохранное объединение» фантастически быстро (всего за месяц) оформило все документы, необходимые для получения акта на землепользование. Директор УкрНЦЭМ, которая длительное время была начальником управления Минэкобезопасности в Одессе, рассказала сотрудникам ГМЦ ЧАМ, что получение такого акта в Одессе стало делом чрезвычайно непростым, особенно для государственных организаций, после прихода на должность мэра Э.Гурвица. Создавалось впечатление, что сотрудники соответствующих городских служб либо что-то недоговаривали, либо препятствовали выдаче необходимых документов. В этом вопросе не помогали даже обращения к ответственным сотрудникам горадминистрации. Таким образом, руководители двух министерских государственных центров, заинтересованных в переоформлении земельных участков по адресу: Французский бульвар, 89, не смогли преодолеть сопротивление местных органов власти в течение более 10 лет. Возникает риторический вопрос: почему В.Крук, будучи первым замминистра, используя свои связи в Одессе, не помог оформить на совершенно законных основаниях землепользование этим государственным центрам, находящимся в сфере управления вверенного ему министерства. И почему он так нежно опекает пресловутое предприятие, имевшее на момент регистрации в феврале 2004 г. уставный фонд всего 1000 гривен, несколько человек сотрудников и устав, в котором предусмотрены любые виды деятельности (от купли-продажи продовольственных и непродовольственных товаров до торговли недвижимостью, сборки мебели, перевозки на речном и морском транспорте, работы и услуги по ремонту и эксплуатации водного транспорта), но никак не обязательство продолжать вековые метеорологические наблюдения. Ответ лежит на поверхности — государственное предприятие «плавно» превращается в ООО или ЗАО, и земелька вместе со строениями на ней становится частной собственностью. А после этого можно и развлекательный центр отгрохать (поди плохо в 200-метровой приморской зоне), коттеджики построить, для себя, любимых, и выдворить прочь навязчивых ученых с их глупостями. То, что на этой территории строить вообще нельзя, наплевать — со своими, одесскими, В.Крук всегда договорится. И что тогда должны будут делать министерские и городские чиновники для продолжения нормального функционирования ГМЦ ЧАМ и работы старейшей метеостанции Украины, «Одесса-обсерватория», внесенной в каталог Всемирной метеорологической организации?

16 ноября 2004 года (в этот день Юрий Крук-младший впервые после избрания депутатом участвовал в работе сессии горсовета Одессы) Одесский горсовет принимает решение №3423-IV «Про затвердження проекту відведення та надання державному підприємству «Науково-виробниче природоохоронне об’єднання» земельних ділянок, загальною площею 3,0025 га за адресою: м.Одеса, Французський бульвар, 89 для експлуатації й обслуговування адміністративних будівель, будівель та споруд допоміжного призначення та благоустрою прилеглої території».

В соответствии с этим решением, в постоянное пользование НППО был отдан земельный участок площадью 2,5071 га, а участок площадью 0,4954 га в долгосрочную аренду сроком на 10 лет. Поражает преамбула решения « …розглянувши клопотання ДП «Науково-виробниче природоохоронне об’єднання…» Когда «клопотання» подавалось ГМЦ ЧАМ и УкрНЦЭМ, это не имело такого магического действия на господина Р.Боделана. Ну как не порадеть родному человечку?..

Благодаря «усилиям» министра охраны природы С.Полякова и первого зам. министра В.Крука, профессионального «зеленого», старейшее гидрометеорологическое учреждение Украины стало арендатором в зданиях, которые когда-то были построены специально для выполнения камеральной обработки данных наблюдений и исследовательских работ. Как записано в совместном решении об использовании помещений, подготовленном сотрудниками аппарата министерства, ГМЦ ЧАМ имеет право на установку замков во вверенных ему помещениях. Только и всего.

Надо отдать должное, господин С.Поляков все-таки сделал одно доброе дело за свою министерскую каденцию — заказал документальный фильм о текущем состоянии окружающей природной среды в Украине. Фильм получился прекрасный с художественной точки зрения и печальный с точки зрения отображенных фактов. А называется фильм «Спаси и сохрани».

Символичное название, не правда ли?..

P.S.

  Среди профессиональных экологов ходят упорные слухи, что Вячеслав Крук рассматривается командой В.Ющенко как «новое» и молодое лицо в качестве министра охраны природы Украины. Лицо-то молодое, а как же быть с необходимыми, озвученными Ющенко еще в декабре 1999 году, в бытность его премьером, знаменитыми тремя «п»: порядочностью, патриотизмом и профессионализмом?..