Представители англо-голландской Shell и итальянской Eni впервые подтвердили, что руководство этих компаний ведет переговоры с Ираном об инвестициях в энергетическую отрасль этой страны после ожидаемой отмены санкций.
Представитель Shell заявил, что компания обсуждала непогашенную задолженность Национальной иранской нефтяной компании за поставленную, но неоплаченную нефть, а также «потенциальные сферы делового сотрудничества» на случай отмены санкций.
По данным Financial Times., вечером в среду, 24 июня, стало известно, что глава Eni Клаудио Дескальци в мае прилетал в Тегеран на переговоры с министром нефти Ирана Биджаном Занганехом. Представитель компании рассказал, что предметом обсуждения стали непогашенные кредиты, а также «возможность снова инвестировать в нефтегазовую промышленность Ирана».
По данным осведомленных источников, Иран разрабатывает проекты контрактов, которые будут предлагать иностранным компаниям более привлекательные условия, чем прежде, и в которых им будет предлагаться партнерство в совместных предприятиях. В частности, зарубежным инвесторам будут предложены ставки вознаграждения, учитывающие уровень риска и цены на нефть, а не фиксированные проценты, как раньше. Кроме того, по сведениям консалтинговой фирмы Energy Pioneers, длительность контрактов будет увеличена до 30 лет.
Иранский министр нефти уже встречался в Вене с руководством Shell, Eni, Total и ЛУКОЙЛа. Глава российской компании Вагит Алекперов сказал тогда, что он заинтересован вернуться в Иран после отмены санкций. Он уточнил, что речь шла о месторождении Анаран, открытом ранее ЛУКОЙЛом, и другие проекты не обсуждались.
30 июня истекает крайний срок, который отведен для заключения постоянного соглашения по ядерной программе Ирана. Если в Тегеране согласятся на предложенные международным сообществом ограничения, то с исламской республики будут сняты санкции.
Крупнейшие нефтяные компании мира заинтересованы в сотрудничестве с Ираном, которые обладает третьими размеру запасами нефти и газа в мире. В Тегеране планируют почти в два раза увеличить добычу нефти, до 5 млн баррелей день, в случае отмены санкций, но для этого необходимы инвестиции на десятки миллиардов долларов. В настоящее время Иран добывает 2,7 млн баррелей день.
По данным Минэнерго США, в 2014 году Иран в среднем ежесуточно экспортировал 1,4 млн барр. сырой нефти и конденсата, тогда как в 2011 году этот показатель достигал 2,6 млн барр. После введения санкций импортеры иранской нефти в Азии и Европе перешли на поставки от других членов ОПЕК. Существуют опасения, что цены на нефть упадут, если Иран вернется на рынок после отмены санкций. По оценке МЭА, в 2016 году баррель нефти может по этой причине подешеветь на $5–15.