Чудовищный природный катаклизм, которым увенчался 2004 год, вновь обнажил проблему бессилия человечества перед стихией. Показал, что вопросы прогнозирования землетрясений остаются такими же острыми, как и во времена зарождения науки сейсмологии.
Украинские ученые, несмотря на сравнительно спокойное расположение страны на тектонической карте, тоже пытаются искать неординарные подходы для решения этой труднейшей задачи. Украина является уникальным местом для сбора сейсмологических данных, так как ее центральная часть расположена на Украинском кристаллическом щите — «естественной мембране», улавливающей малейшие колебания земной коры.
Город Малин Житомирской области. Неподалеку за городом — шахта, вглубь которой ведут 185 ступенек. На глубине 38 метров, за массивными металлическими дверями (по замыслу проектировщиков это необычное сооружение должно уцелеть даже в случае близкого взрыва атомной бомбы) — помещение, в котором соблюдается абсолютная тишина и постоянная — 11С — температура. Аппаратура установлена на массивной бетонной плите, которая намертво скреплена с пластом гранита. Это — сейсмостанция, входящая в структуру Главного центра специального контроля.
Специалисты ГЦСК умеют не только улавливать колебания, происходящие в разных точках Земли, но и определять их мощность, а также координаты эпицентров землетрясений или взрывов. Например, ими был зарегистрирован взрыв на атомной подводной лодке «Курск» и определены его координаты.
Сегодня ГЦСК является открытой организацией, тесно взаимодействующей со многими структурами международной системы мониторинга, а в советские времена деятельность центра была строго засекречена. Так, одна из центральных лабораторий размещалась под видом авиационной части на территории закрытого военного городка Макаров-1, которого и сейчас вы не найдете ни на одной карте. Ранее основной задачей структуры было обнаружение фактов проведения ядерных испытаний стратегическими противниками СССР.
Шахты, подобные описанной, начали создаваться после того, как была испытана первая советская атомная бомба РДС-1. Через несколько дней после ее взрыва (29 августа 1949 года) сообщения об этом появились в прессе США, несмотря на то что испытания, конечно же, проводились в рамках строгой секретности. Объяснялось это не происками врагов народа, не утечкой информации, а тем, что в США к тому времени уже были разработаны методы, позволяющие обнаруживать следы атомных взрывов по пробам воздуха.
В срочном порядке в СССР были развернуты работы по созданию центров, где внедрялись аэрозольный, акустический, сейсмический методы обнаружения взрывов. В советской геофизике появилась новая ветвь — сейсмология ядерных взрывов, главная задача которых — составление методологии, позволяющей отличать естественные землетрясения от колебаний, вызванных ядерными испытаниями. Данные центры вошли в структуру Главного разведывательного управления Генштаба СССР.Наземные лаборатории в основном размещали в регионах, где на небольшой глубине имелись залежи пластов гранита (они считаются наиболее чувствительными к земным колебаниям), также были созданы корабельные и авиационные пункты разведки.
Интересно, что одними из первых проверяли атмосферу на радиоактивность украинские летчики. По воспоминаниям замкомандира эскадрильи 226-го авиаполка Петра Струнова, в апреле 1954 года шесть лучших экипажей этой воинской части на специально оборудованных самолетах Ту-4 совершили перелет из Полтавы на один из китайских аэродромов близ Пекина и в течение трех последующих месяцев исследовали воздушные массы, приносимые ветром со стороны атоллов Эниветок и Бикини (Маршалловы острова), где американцы проводили испытания водородных бомб. После возвращения в Полтаву все командиры экипажей, участвовавшие в выполнении правительственного задания, были награждены орденами Красного Знамени.
На момент распада СССР в Украине дислоцировались две части Службы специального контроля и отдельный учебный центр (в Киевской, Хмельницкой и Одесской областях), которые вошли в состав Вооруженных сил Украины. А после отказа нашей страны от ядерного оружия высокие военные начальники с каждым годом все больше сомневались в целесообразности существования ССК.И в 1996 году, пройдя три переподчинения различным воинским ведомствам, центр по указу Президента перешел в сферу управления Национального космического агентства, которое существенно улучшило материально-техническое и финансовое обеспечение военных сейсмологов, и сегодня их основная задача — сбор комплексной информации о состоянии окружающей среды из недр Земли и из космоса.
В настоящее время контракты о научно-техническом сотрудничестве заключены с 9 научно-исследовательскими учреждениями Украины. Кроме того, пользователями информации, получаемой средствами специального контроля НКАУ, является целый ряд центральных органов исполнительной власти и научных организаций нашей страны, среди которых правительственная информационно-аналитическая система, министерства иностранных дел, обороны, по вопросам чрезвычайных ситуаций, Институт геофизики НАНУ.
Ведется активное сотрудничество с Международным центром данных (Австрия), институтом NORSAR(Норвегия), Европейским сейсмологическим центром (Франция), Международной корпорацией SAIC (США), с Национальными центрами данных Российской Федерации, Германии, Канады, США и Казахстана.
Специалисты Главного центра спецконтроля продолжают принимать участие в международной программе ООН по контролю за выполнением условий Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Для повышения качества решения этой задачи корпорацией SAIC (США) за деньги Организации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний в 2002 году была выполнена модернизация украинской сейсмической станции РS-45. По мнению руководителя Международного центра сейсмоданных г-на Кебиаси, недавно посетившего ГЦСК, украинская станция РS-45 является в настоящее время одной из лучших в мире по точности и оперативности измерений.
«Все ядерные испытания, прошедшие в период после 1995 года, нами были обнаружены и идентифицированы, — сказал в интервью корреспонденту «2000» начальник ГЦСК, полковник Василий.— Разумеется, мы проводим анализ произошедшего в Юго-Восточной Азии землетрясения, однако в настоящее время нас больше интересуют возможности прогноза подобных явлений. Мы участвуем в эксперименте, проводимом Украинским антарктическим центром по использованию данных об изменении содержания радона в породе в качестве предвестника землетрясения, в опытно-конструкторской работе Львовского центра Института космических исследований по исследованию связи сейсмической активности с инфразвуком в атмосфере».
В 2000— 2001 годах на украинской антарктической станции «Академик Вернадский» начальник научного отдела ГЦСК Игорь Качалин установил опытный сейсмоакустический комплекс с цифровой регистрацией, который разработали и подготовили к работе сотрудники центра, а также выполнил первые исследования по радионуклидному мониторингу. В 2002— 2003 гг. эту работу продолжили Виктор Лукьященко и Александр Лящук. Сегодня Виктор Лукьященко возглавляет 9-ую украинскую антарктическую экспедицию.
Справка «2000». На Земле ежедневно происходит до 10 тысяч подземных толчков. Подавляющее большинство из них не приносит никакого ущерба и не приводит к человеческим жертвам. Около 400 землетрясений в год с силой толчков свыше 5 баллов считаются серьезными.
По данным, предоставленным ГЦСК, самые сильные землетрясения на территории Украины за последние десятилетия были отмечены:
4 марта 1977 года — с эпицентром в районе гор Вранча (Румыния) с интенсивностью 8— 9 баллов. Крайним пунктом его ощутимости были на севере — город Петрозаводск, на востоке — побережье Кавказа, в Одесской области оно вызвало семи- и шестибалльные сотрясения земной поверхности;
30 августа 1986 года с эпицентром в районе гор Вранча. В зоне семибалльной сотрясаемости оказались города Измаил, Болград и Рени, а остальная часть Одесской, частично Кировоградской и Николаевская областей — в шестибалльной;
30 мая 1990 года отмечено более слабое землетрясение в том же районе. В Измаиле, Болграде и Рени его интенсивность составляла 7 баллов.
В 2004 году средствами ГЦСК было зарегистрировано 3 серьезных землетрясения:
27 сентября — в районе гор Вранча с интенсивностью в эпицентре около 5 баллов, 3 октября — в приграничном районе Румынии, Украины и Молдовы с интенсивностью в эпицентре около 5,5 балла. Толчки этих землетрясений ощущались на территории Украины с интенсивностью до 4 баллов. 27 октября 2004 года — в районе гор Вранча — около 6,5 балла, ощущались на территории Украины и составляли от 3 до 5,5 балла.
Всего на протяжении 2004 года техническими средствами обнаружения ГЦСК было зарегистрировано 5015 источников сейсмических сигналов разной интенсивности, из которых 192 — интенсивностью в эпицентре 6 и более баллов.