На прошлой неделе Верховная Рада поддержала в первом чтении законопроект, устанавливающий административную ответственность за некоторые нарушения законодательства в нефтегазовой отрасли. Но самих нарушителей это вряд ли должно напугать — размер предполагаемых штрафов не пошатнет их финансовое благосостояние.
Авторы нынешних изменений в Кодекс об административных правонарушениях — депутаты Александр Третьяков и Николай Мартыненко — предложили установить ответственность для руководителей предприятий нефтегазовой отрасли, отказавшихся предоставлять Государственному информационному геологическому фонду информацию о нефтегазоности недр, а также за нарушение их компаниями лицензионных условий недропользования. Кроме того, первых лиц хотят наказывать за игнорирование распоряжений Горного надзора, касающихся геологического изучения нефтегазоносных недр и их использования, и препятствование работе горных контролеров.
Помимо всего прочего, новая редакция кодекса может значительно расширить сферу административной ответственности за нарушения техногенной безопасности. Озаботившись этой проблемой, парламент согласился применять штрафы за умышленное повреждение приборов учета нефти, газа и продуктов их переработки, помехи работам, связанным с обслуживанием объектов нефтегазовой отрасли, а также за игнорирование правил охраны объектов отрасли. К административной ответственности в случае принятия законопроекта также будут привлекать за действия, создающие угрозу безопасности населения и эксплуатационного персонала объектов отрасли, не повлекшие тяжелых последствий. Обновив перечень нарушений, за которые полагается штрафовать, депутаты решили пересмотреть и размеры возможных санкций. Сейчас за такие проступки можно расстаться с суммой максимум в 300 грн. Народные избранники посчитали ее слишком незначительной для нефтегазовых нарушений и увеличили аж до 510 грн. Очевидно, что такое наказание вряд ли может повлиять на их сокращение.
Впервые о необходимости повышения штрафов за административные нарушения депутаты заговорили летом 2003 г., когда массовые незаконные действия в сфере горного контроля и механизма выдачи лицензий на эксплуатацию недр стали предметом специального заседания СНБО. По итогам этого заседания Координационный комитет по борьбе с организованной преступностью проверил компании нефтегазодобычи, в результате чего было выявлено более 800 нарушений с признаками коллективного сговора между сотрудниками предприятий разных форм собственности. Некоторые из них поразили правоохранителей масштабностью незаконных действий. В числе обнародованных тогда нарушений были названы и полное отсутствие лицензии либо несоблюдение лицензионных условий у трех достаточно крупных украинских частных производителей газа и нефтяного конденсата — ЗАО «Концерн «Геллони», «Атолл» и ООО «Украинские Технологии». Эти компании разрабатывали ряд месторождений либо с нарушением правил лицензии, либо вообще без оной. При этом, как показали предварительные итоги проверки, каждая из них обладала прикрытием со стороны явно коррумпированного административного ресурса самого высокого уровня. Одним из итогов проведенных проверок стала рекомендация укрепить дисциплину в отрасли, повысив статус органов Горного надзора. Тем не менее предпринятые для этого шаги даже сами депутаты считают не более чем формальностью. «Практически каждый день мы рассматриваем дополнения к Административному кодексу и забываем, что он разработан еще в 1984 году. Требуем в 101-й статье дополнений по отношению к нефтегазовой промышленности, тогда как в 93-й есть определение штрафов для всех отраслей промышленности. Если мы так будем думать, давайте принимать по статье для каждой из отраслей промышленности — угольных шахт, металлургии, станкостроения», — заявил депутат Юрий Кармазин, обратившись с предложением принять постановление о необходимости начала процесса разработки нового Административного кодекса.