По некоторым сообщениям, Зимбабве ежегодно теряет «по меньшей мере $14 млрд» потенциальных доходов из-за неспособности обеспечить бенефикацию добываемых драгоценных камней в пределах страны.
Председатель Зимбабвийского алмазного технологического центра (Zimbabwe Diamonds Technology Centre, ZDTC) Лавмор Куротви (Lovemore Kurotwi) и глава Ассоциации по бенефикации алмазов Зимбабве (Diamond Beneficiation Association of Zimbabwe, DBAZ) Ричард Мвудуду (Richard Mvududu) сообщили местным СМИ, что государство помогает иностранным компаниям развивать свой бизнес, не справившись с созданием добавочной стоимости самостоятельно.
«В свете этого Зимбабве, являющаяся крупным производителем алмазного сырья, имеющая потенциал по наращиванию производственной мощности и обеспечению до 30% от совокупного мирового объема алмазодобычи, может получать порядка $14 млрд дохода, если будет продавать камни, прошедшие огранку и полировку», – говорится в заявлении.
«А если мы будем осуществлять реализацию конечной продукции – ювелирных изделий – то сможем зарабатывать около $21 млрд в год. Именно таков порядок доходов, которые государство теряет, не принимая всерьез задачу по созданию добавленной стоимости. Мы отдаем эту возможность по получению дохода другим странам, в ущерб себе».
Мвудуду также заявил, что Зимбабве должна пользоваться преимуществами, которые дает ей положение в алмазном секторе: «Доступ к сырым алмазам – это одно из важнейших конкурентных преимуществ, которое можно иметь в алмазной индустрии, поскольку всем необходимо сырье. Когда имеется главное, что вам нужно, можно извлекать выгоду из остальных сегментов в цепочке создания стоимости – сортировки, очистки, огранки, полировки, производства ювелирных изделий, реализации и розничных продаж», – сказал Мвудуду.
«Именно это определяет экономический рост в других странах. В нашем случае, мы занимаемся добычей, и наше государство – один из крупнейших производителей алмазов, планирующий стать мировым лидером в не столь отдаленном будущем, но при этом у нас нет развитой индустрии огранки и полировки алмазов», – сетует председатель DBAZ.
По словам Мвудуду, из 29 фирм, занимающихся бенефикацией, зарегистрированных в 2011 году, к концу 2013 года выжила лишь одна, что связано с высокими ежегодными лицензионными платежами, которые достигают $100 000.