Парламент Мексики на этой неделе намерен принять законопроект, который положит конец госмонополии национальной компании Pemex на разработку и добычу нефти и газа в стране. Это откроет доступ к недрам зарубежным компаниям, которые смогут претендовать на долю продукции или прибыли в совместных проектах. Такая “либерализация” — вынужденная мера, на фоне нехватки инвестиций добыча в Мексике стабильно снижается с 2004 года.
Представители правящей коалиции в мексиканском Сенате в субботу обнародовали проект масштабной реформы в сфере ТЭКа. Речь идет о допуске зарубежных компаний к разработке нефтяных и газовых месторождений, к добыче и транспортировке энергоресурсов — в том числе в рамках соглашений о разделе продукции и прибыли, а также по особой схеме лицензирования, схожей с форматом концессионного соглашения. Реформа потребует внесения поправок в конституцию, в которой зафиксирован запрет на передачу национальных ресурсов зарубежным компаниям. Формально тем не менее все месторождения по-прежнему будут принадлежать государству. “В каждом конкретном случае правительство будет определять условия контракта с нефтяными компаниями с тем, чтобы максимизировать национальные доходы”,— говорится в документе.
Напомним, Мексика национализировала всю нефтедобычу еще в 1938 году, вытеснив британские и американские компании. Их активы были переданы в управление госкомпании Petroleos Mexicanos (Pemex), ставшей нефтегазовым монополистом в стране. Впервые о намерении допустить зарубежные компании к нефтедобыче хотя бы в форме соглашения об “обслуживании месторождения” (не предполагает разделения прибыли) президент страны Энрике Пенья Ньето заявил в августе этого года, сославшись на “избыточность и неэффективность текущего регулирования”. Объем добычи нефти за последнее десятилетие снизился на четверть (до 2,5 млн барр./день с 3,4 млн барр./день на пике добычи, достигнутом в 2004 году). В правительстве страны также признали, что в отрасли из года в год наблюдается хроническая нехватка инвестиций не только в добыче, но и в переработке и транспортировке энергоресурсов.
Сейчас Мексика занимает десятое место по объему добычи и шестое — по запасам сланцевых нефти и газа, однако импортирует половину потребляемых нефтепродуктов из США. При этом поставки в США — крупнейшего импортера сырой мексиканской нефти — сократились в этом году до 850 тыс. барр./день. В правительстве страны, однако, надеются, что ситуация обратима и реализация реформы ускорит рост экономики к 2025 году как минимум на 2% ежегодно. Инвесторов предполагается привлекать к разработке глубоководных проектов в Мексиканском заливе, объемы которых, по оценке Pemex, достигают 29 млрд баррелей нефтяного эквивалента.
Перспективы российского участия в совместных с Pemex проектах эксперты оценивают довольно сдержанно. В Мексике традиционно более сильную позицию занимают западные компании, в первую очередь BP и Exxon. Учитывая уже согласованные значительные вложения российских компаний в проекты в Венесуэле и Ираке, а также обширные возможности для инвестиций в российскую добычу, компании из РФ вряд ли будут торопиться с открытием нового рынка, считает аналитик Sberbank Investment Research Валерий Нестеров.