В среднесрочной перспективе ожидать значительного роста добычи нефти из бажена не приходится. Об этом заявил директор Энергетического центра бизнес-школы СКОЛКОВО Григорий Выгон, представляя обзор «Нетрадиционная нефть: станет ли Бажен вторым Баккеном?».
Как известно, сланцевая революция в США спровоцировала интерес к нетрадиционным углеводородам во всем мире, в том числе в России. Но, как отмечают авторы обзора, до сих пор нет единой классификации нетрадиционных углеводородов, а путаница в терминах зачастую создает иллюзии относительно ресурсного потенциала и перспектив добычи.
Так, все жидкие нетрадиционные углеводороды, добываемые сегодня в США, называют «сланцевой нефтью». На самом деле сланцевая нефть – это полностью «вызревшая», но не ушедшая из материнской породы (нефтяных сланцев) нефть. Кроме этой жидкой нефти нефтяные сланцы содержат и органическое вещество (кероген), представляющее собой недозревшую нефть.
Сегодня в США добывают 2 млн. барр./сут. жидких нетрадиционных углеводородов. Это в основном не сланцевая нефть, а нефть плотных пород и газовый конденсат, получаемый из сланцевого газа и газа плотных пород. К 2030-му году в мире, по различным оценкам, будет добываться от 4,0 до 9,1 млн. барр./сут. жидких углеводородов плотных пород.
Развитие технологий добычи сланцевого газа и нефти плотных пород в США обеспечили независимые от ВИНК компании. Связано это с тем, что подобный бизнес больше напоминает конвейер, где на первое место выходит производственная эффективность и скорость принятия решений. Независимые компании настолько эффективнее Majors, что последние не переносят на них свою корпоративную систему управления проектами при их поглощении. Они до сих пор играют ключевую роль в добыче нетрадиционных УВ, хотя Majors продолжают активно входить в наиболее успешные проекты.
Агентство энергетической информации (EIA) оценило величину мировых технически извлекаемых ресурсов сланцевой нефти в 345 млрд. барр. Это составляет 10% от суммы доказанных запасов и текущей оценки ресурсов традиционной и нетрадиционной нефти планеты. Россию по объему технически извлекаемых ресурсов EIA поставило на первое место с 10 млрд. т (74,6 млрд барр.).
Соответствующие оценки EIA сделаны по отложениям баженовской свиты. Для бажена характерен значительный разброс оценок ресурсов сланцевой нефти, что связано с низкой изученностью и отсутствием эффективных технологий добычи. При этом значительный ресурсный потенциал баженовской свиты также связан с керогеном – объемы нефти, которую можно получить из керогена, оценивают от 35 млрд. т.
Адаптация американского опыта (технология многостадийного гидроразрыва пласта в горизонтальных скважинах) для залежей баженовской свиты достаточно затруднительна из-за неоднородности разреза, больших глубин залегания, высокой температуры и зон аномального давления. Сколько уйдет времени на отработку технологии, какова будет ее эффективность и экономика, пока не понятно.
По данным Григория Выгона, в России основные перспективы роста нефтедобычи связаны с низкопроницаемыми коллекторами, ачимовской и тюменской свитами. «Для полноценной реализации ресурсного потенциала бажена необходима активная государственная поддержка развития технологий и создание высоко конкурентной среды, в том числе привлечение заметного количества мелких инновационных компаний», – говорит он.
Обзор «Нетрадиционная нефть: станет ли Бажен вторым Баккеном?» представляет собой первую часть исследования, посвященного нетрадиционным ресурсам нефти и газа в мире, а также перспективам добычи российской нефти баженовской свиты. Вторая часть будет посвящена классификации трудноизвлекаемых запасов в России, экономике их разработки, а также направлениям государственного стимулирования разработки трудноизвлекаемых запасов и применения технологий увеличения нефтеотдачи.