Парламент Гренландии проголосовал за отмену запрета на добычу радиоактивных материалов, который действовал на острове четверть века. В первую очередь речь идет об уране и редкоземельных металлах.
“Мы не можем жить с растущими безработицей и прожиточным минимумом на фоне стагнирующей экономики. Это требует отмены отказа от добычи урана,” – цитирует выступление премьер-министра страны Алеки Хаммонд местная газета Sermitsiaq.
Несмотря на поддержку главы правительства, законопроект был принят с минимальным большинством голосов: в его пользу проголосовали 15 депутатов, а против – 14.
По мере таяния полярных льдов и растущей доступности северных морских маршрутов Гренландия оказывается вовлечена в мировую экономику и начинает пользоваться повышенным вниманием благодаря значительным нерастраченным запасам полезных ископаемых.
Австралийская компания Greenland Minerals and Energy сейчас ведет разведку месторождения РЗМ в Гренландии и прогнозирует, что оно может оказаться самым большим в мире за пределами Китая.
Также 24 октября с заявлением об одобрении правительством Гренландии своего проекта выступила железорудная London Mining, которая планирует потратить $2,3 млрд на строительство рудника мощностью 15 млн т железной руды в год. Компания обещает создать от 1 до 3 тысяч рабочих мест, но гренландцы опасаются, что это будут рабочие из Китая.
Кроме того, в Гренландии обнаружены запасы нефти и газа, которые по оценкам достигают 20 млн баррелей.
Против всех этих проектов выступают “зеленые” и защитники традиционного образа жизни эскимосов, составляющих 90% населения острова. Они утверждают, что риск загрязнения окружающей среды велик и требует проведения референдума.
Гренландия является самым большим в мире островом и самоуправляемой территорией в составе датского королевства. В 2009 году жители острова на референдуме одобрили систему расширенного самоуправления, согласно которой получили право самостоятельно распоряжаться природными ресурсами страны. Однако вопросы безопасности страны, а также добычи урана требуют одобрения датского парламента, который много лет назад и вводил этот запрет, так что между странами может возникнуть определенное противостояние.
С другой стороны, более половины бюджета Гренландии составляет грант от Дании, и начало добычи полезных ископаемых может избавить Данию от необходимости финансовой поддержки региона.