Прогресс увидеть трудно, возможно, потому, что он укладывается в траншею и закапывается. Неожиданные задержки возникают так часто, что уже стали ожидаемыми. Тем не менее, английская компания "British Petroleum" (BP) уверена, что по протяженному нефтепроводу, который она ведет с западного берега Каспийского моря к северо-восточному уголку Средиземного моря, еще до конца следующего года начнут перекачивать нефть.
Когда это случится, Каспийский регион, который до недавних пор обслуживал всего одну имперскую державу, получит свой первый прямой выход на действительно международный нефтяной рынок. BP намерена вложить 10 млрд. долл. США в проект нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (BTC), с учетом стоимости освоения прибрежного месторождения, которое обеспечит добычу большей части нефти.
Значительная часть инвестиций в Каспийский регион преследует цель обеспечить поставки его нефти и природного газа на восток, в Европу и на международный рынок Средиземноморья. В этом году начато строительство имеющего меньшую пропускную способность, но более протяженного нефтепровода на восток, через Казахстан. Этот маршрут будет обслуживать единственного – но важного – потребителя: "Китайскую государственную нефтяную компанию (CNPC), которая и финансирует его строительство.
Если нефть командует политикой, тогда географически изолированный Каспийский регион, наконец, открывается миру. Освоение нефтяных месторождений этого региона происходит куда медленнее, чем хотелось бы местным правительствам, не говоря уже о нефтяных компаниях. Однако оптимизм преобладает. У северной оконечности Каспийского моря итальянская компания "Eni" возглавляет освоение гигантского прибрежного Кашаганского нефтяного месторождения. Извлекаемые запасы Кашагана оцениваются в 7-13 млрд. баррелей (1 американский баррель для нефтепродуктов = 158,78-158, 95 л) нефти, а на его освоение может потребоваться 29 млрд. долл.
Международные консорциумы уже ведут добычу нефти на двух расположенных на суше месторождениях Казахстана, Тенгизском и Карачаганакском. Тенгизское месторождение, где «забойщиком» выступает американская компания "ChevronTexaco", после того, как в 2000 году в его освоение были вложены 4 млрд. долл., устойчиво наращивает добычу нефти. Завершение его освоения запланировано в 2006 году. Карачаганак, менее крупный проект добычи нефти и конденсата, где первую скрипку играют английская компания "British Gas" и итальянская компания "Eni", ввиду технических сбоев начало экспортировать продукцию в июне.
Эти три проекта, как ожидается, к первой половине следующего десятилетия обеспечат резкое наращивание добычи казахстанской нефти с нынешнего уровня 1,15 млн. баррелей до 2 млн. баррелей в сутки. Ожидается, что совокупный объем добычи нефти в Азербайджане и Казахстане достигнет 3,5 млн. баррелей в сутки, что сопоставимо с нынешним объемом добычи нефти в Мексике или Норвегии.
Разведанные прибрежные месторождения, которые ожидают освоения в российском секторе Каспийского бассейна, а также всеобщая уверенность в том, что в казахстанском секторе будут открыты новые залежи, могли бы значительно увеличить объем добычи.
Однако остаются очень большие вопросы относительно того, как обеспечить доставку всей этой нефти на мировые рынки.
Даже при сегодняшних уровнях добычи существующие нефтепроводы не способны справиться с количеством и разнообразием марок казахской нефти. Много нефти вывозится по железной дороге, что обходится дорого. Тенгизское и Карачаганакское месторождения, где добывают легкую нефть и различные нефтяные конденсаты, связаны специально для них построенным при участии компании "ChevronTexaco" нефтепроводом с российским портом Новороссийск. Сданный в эксплуатацию в 2001 году, этот нефтепровод уже достигает предела своей пропускной способности. Однако Россия отказывается разрешить наращивание его пропускной способности и, возможно, настаивает на том, чтобы те, кто участвовал в его строительстве, получили свою долю в любой добавочной пропускной способности. BP надеется, что казахские нефтедобывающие компании станут направлять некоторую часть нефти через Каспий либо по нефтепроводу, либо на судах и таким образом заполнят некоторую часть излишней пропускной способности, которую, как ожидается, будет иметь нефтепровод BTC.
Изучались и другие возможности, в частности, строительство нефтепровода в южном направлении, через Казахстан, Туркменистан и Иран.
Хотя сегодня Каспийский бассейн считается перспективным нефтяным регионом, в действительности он является одним из старейших в мире мест, где ведется добыча нефти. Александр Великий впервые в истории использовал нефть для освещения в ночное время своих военных лагерей, когда он осаждал Персию. К 20-му веку Каспийский регион уже являлся крупным центром по добыче нефти и представлял собой огромную геостратегическую ценность, которая чуть было не попала в руки Гитлера.
Однако вскоре после этого истощение эксплуатировавшихся полей Каспийского бассейна и открытие крупных месторождений в Сибири и в Персидском заливе привели к тому, что нефть Каспия практически потеряла свою значимость.
За нынешним оживлением стоят возрастание глобального потребления энергоносителей и новые технологии добычи нефти, разработанные на Западе, где до нефти всегда было трудно добраться.
Кашаган представляет собой особо трудный случай: в этом месторождении содержится много природного газа под очень высоким давлением. В его нефти очень велико содержание едкой серы, а морские платформы должны быть особо прочными, чтобы в зимнее время выдерживать сокрушительный напор льда. "Со всеми техническими трудностями, которые есть в Кашагане, нам уже приходилось иметь дело ранее, в ходе выполнения различных проектов по всему миру, но впервые происходит так, что все они сошлись вместе", – говорит Джерард Андерсон, партнер из консалтинговой фирмы по налогообложению "Ernst & Young", которая обслуживает большинство международных компаний, инвестирующих в каспийскую нефть. По словам Андерсона, совокупная стоимость технологий, очень тяжелый налоговый режим, введенный в Казахстане, и требования казахского правительства, чтобы его государственная нефтяная компания "Kazmunaigas" получала 50-процентную долю в любом будущем проекте, привели к тому, что переговоры Казахстана с международными нефтяными компаниями зашли в тупик. Ныне работающие там компании пользуются дедовским налоговым режимом, основанном на законодательстве, которое действовало на момент заключения контрактов.
Но крупные нефтяные компании ясно дали понять, что они не станут инвестировать в новые проекты разведки месторождений, если только Казахстан не смягчит свои требования. Однако, сказал Андерсон, Казахстан все еще имеет возможность провести аукцион по выдаче лицензий в конце следующего года.
В прибрежном секторе Азербайджана результаты разведочного бурения оказались разочаровывающими. Ожидалось, что компания "ExxonMobil" в конце сентября с.г. объявит результат эксплуатации опытной скважины в разведочном блоке месторождения Зафар-Машал, которое остается одной из последних надежд азербайджанцев в своей прибрежной зоне. Эта компания заявила, что появившиеся в азербайджанской прессе сообщения об открытии газового месторождения являются преждевременными, указав, что не все находки имеют коммерческую ценность.
Российская компания "Лукойл" ожидает возможности использовать ту же самую буровую установку для того, чтобы пробурить первую опытную скважину на своем блоке Ялама-Самур, который считается более перспективным, потому что прилегает к месторождению в российском секторе Каспия, где "Лукойл" уже обнаружила нефть и газ.
BP также ведет работы по освоению газового месторождения Шах-Дениз в прибрежной зоне Азербайджана, которое, согласно оценкам, содержит более 60 млрд. кубометров газа. Компания обязалась потратить 2 млрд. долл. на первый этап его освоения и строительство газопровода в Турцию. Ожидается, что этот проект позволит, начиная с 2006 года, доставлять в Турцию примерно 70 млрд. кубометров газа в год.
Том УОРНЕР,
«The Financial Times» — ИноСМИ.Ru