Активная разработка нефтяных месторождений на Каспии может губительно сказаться на экологии региона. Такое мнение высказал главный научный сотрудник Института экономики при Министерстве образования и науки Казахстана Олег Егоров.
"Сегодня мы делаем ставку на морские месторождения. Вспомним, что это такое. Это узаконенная определенными государственными решениями заповедная зона. Когда стали разбуривать Кашаган, появилась поправка: в этой зоне можно разрабатывать нефтяные месторождения, если будет "нулевой выброс". То есть все будет чисто. Все отходы и буровые растворы будут аккуратно вывозиться. Но такого не может быть", – отметил О. Егоров.
"Уже были случаи и эксперты определяли, что в водах того региона наблюдаются шламы, загрязнители, напоминающие буровые растворы. А Кашаган еще не начинает работу! Дальше там пойдет Курмангазы, пойдут еще месторождения… И когда начнем говорить о 100 млн тонн, потом о 140 млн тонн на море, я не верю, что с Каспием будет все в порядке. А если с ним не будет все в порядке, эта нефть никому не нужна. Каспий погибнет", – считает эксперт.
По его мнению, нефтедобычу на Каспии нужно наращивать постепенно. "Я не предрекаю катастрофу. Надо понимать, что работа на море – это опаснейшее дело. А тем более – на таких месторождениях, как Кашаган, где взяты пробы и уже известно, что нефть и газ там насыщены сероводородом и сернистыми соединениями… Поэтому я за то, чтобы постепенно наращивать добычу. Нарастили, получили первую добычу в 2013 г., например, и только после детального анализа потихоньку начать наращивать и проверять общую ситуацию, которая складывается в этом регионе", – пояснил О. Егоров.
"Когда все будет отработано, когда станет известен режим, насколько мы можем рассчитывать на использование фонтанного способа эксплуатации, тогда уже можно будет говорить потихоньку об увеличении диаметров поступления. Но стремиться просто так войти в десятку ведущих нефтедобывающих стран, причем в таком серьезном регионе, как северо-восток Каспийского моря, нельзя", – подчеркнул он.
Представитель Института экономики отметил, что, помимо Казахстана, об экологии региона должны позаботиться все прикаспийские государства. По его мнению, аналогичные проблемы наблюдаются во всех секторах Каспия, где идет освоение нефтяных месторождений.
"Давайте вспомним, как начиналось освоение Каспия. Начиналось все в 1950-х годах в Азербайджане, когда появились "Нефтяные камни"… Началась эксплуатация этих месторождений – и посмотрите на эту бухту сегодня. Нет ни одного купающегося человека, все прибрежные камни покрыты пленкой. И ведь прошло не так много времени. Вот вам пример Азербайджана. Кроме того, очевидно, что работы начнет Россия. Туркмены начнут, Азербайджан уже до середины Каспия внедрился. И уже вовсю обсуждает месторождения, которые способны заполнить трубу Баку – Тбилиси – Джейхан. Надо учесть, что перевалка десятков миллионов тонн нефти с нашего берега на ту сторону танкерами водоизмещением 15 тыс. тонн потребует тысячи рейсов в год. Вот представьте, что будет с Каспием. Работают вышки, и танкеры идут в Баку, в Махачкалу, в Иран", – напомнил эксперт.
Он отметил, что "по этой проблематике прикаспийские государства к единому мнению так и не пришли".
"Коллективная ответственность, я считаю, должна существовать и состоять из нескольких компонентов: первое – должен быть единый документ по Каспийскому морю, регламентирующий все: судоходство, трубопроводы, разработку месторождений. Второе – сейчас существует квота на вылов рыб осетровых пород. На добычу нефти тоже должны быть установлены квоты", – пояснил О. Егоров.
"Мы должны повторить опыт ОПЕК: для них самое главное – не выйти за пределы общей добычи, чтобы цена на мировом рынке поддерживалась достаточной по уровню для того, чтобы государство процветало. Кроме того, необходимы определенные ограничения по добыче. Ограничения по количеству платформ", – заключил он.