Украине и Румынии по-прежнему мешает «островной психоз»
Недавний визит в Украину президента Румынии Иона Илиеску и его переговоры в Киеве и Одессе, а также встречи с Леонидом Кучмой вполне можно назвать успешными. Главы государств явили миру совместную декларацию, в которой объявили о решении подписать договор о госгранице между двумя странами к 1 июня 2003 года, между соответствующими министерствами подписан протокол о сотрудничестве в сфере образования на 2002—2003 год. Другими словами, в ходе визита были сдвинуты с мертвой точки главные проблемы, отравляющие жизнь двум странам, и, без преувеличения, мешающие их интеграции в европейское сообщество. Ни в ЕС, ни тем более в НАТО не принимают соседей, которые дерутся между собой.
Однако тема украинско-румынской границы вряд ли исчерпывается простыми декларациями. Ее актуальность очень громко подчеркнул румынский премьер Адриан Настасе на всемирном форуме румынской прессы 18 октября прошлого года. Тогда он вновь заявил, что Румыния претендует на остров Змеиный в Черном море, с 1947 года принадлежащий Украине, а новое румынское руководство считает, что базовый украинско-румынский договор о дружбе, сотрудничестве и добрососедстве, вошедший в силу в октябре 1997 года, был подписан "поспешно". Вот с тех пор старое и понеслось с новой силой.
Суть этой истории такова: по секретному приложению к пакту Молотова—Риббентропа от 23 августа 1939 года Змеиный вместе с территорией Бессарабии отошел к сталинскому СССР, который и оккупировал в 1940 году эти земли. По Парижскому соглашению 1947 года о послевоенном урегулировании границ Змеиный отошел УССР, и так продолжалось до распада Советского Союза. Но после 1991 года Румыния осудила "проявления тоталитаризма" в международных отношениях и заявила претензии на Змеиный — скалистый пятачок размером 300 на 600 метров, где раньше размещалась советская пограничная застава, а теперь царит запустение, и которому нищая Украина с трудом пытается придать "жилой" и освоенный вид.
В 1997 году "Большой" договор между Украиной и Румынией был все же подписан, но вопрос Змеиного был вынесен за его рамки и объявлен предметом дополнительных переговоров, которые в случае отсутствия договоренности могли закончиться обращением одной из сторон в Международный суд в Гааге. С тех пор было проведено 10 раундов переговоров по Змеиному, которые не сдвинули проблему с места, несмотря на широковещательные оптимистические заявления сторон.
Связано это с тем, что, во-первых, Румыния "пролетела" с первой волной вступления в НАТО. Как известно, главным условием вступления в Альянс является отсутствие пограничных споров с государствами-соседями. Вот Румыния в 1997 году и подсуетилась: подписала договор с Украиной и стала ждать приглашения в НАТО. Но его не последовало, и на первый план в Румынии, видимо, опять вышел вопрос "внутреннего патриотизма" и "отстаивания национальных интересов". Несмотря на то, что протяженность совместной границы превышает 600 километров, а в программе деятельности нынешнего правительства Румынии записано, что оно, "исходя из перспективы национальных интересов, будет продолжать поддерживать Украину в ее сближении с Европейским союзом, если ее граждане и правительство будут сохранять эту ориентацию". Сейчас, в преддверии саммита НАТО в Праге, Румыния, видимо, решила продемонстрировать эту самую "готовность урегулировать отношения с соседями". И очень хорошо, потому что Украина тоже очень надеется многое получить на упомянутом саммите.
Справедливости ради следует также отметить, что "исправить положение" Румыния попыталась еще в ноябре прошлого года, когда ее министр иностранных дел Мирча Джеоане во время визита в Украину заявил, что Бухарест готов предложить Киеву "украинско-румынские отношения ради Европы". Суть их, по словам Джеоане, должна сводиться к реальному наполнению конкретным содержанием двусторонних отношений по трем основным направлениям: политическому взаимодействию и совместным шагам по интеграции в европейские структуры, торгово-экономическим связям и согласованной борьбе с международным терроризмом. Румыния, сказал ее министр, скоро станет членом НАТО и ЕС, а посему хочет и готова быть мостом для интеграции в европейские структуры для всех стран Восточной Европы и особенно Украины.
Однако с места ничего практически не сдвинулось, ибо, во-вторых, та же приграничная проблема, очень напоминающая психоз, постоянно подогревается слухами о том, что в шельфе Змеиного находятся богатые запасы нефти и газа (соответственно 10 млн. тонн и 10 млрд. кубометров). Румыния уже осуществляет добычу нефти к западу от Змеиного, и качает ее в терминал в Констанце, но не хочет, чтобы это делала Украина на новых месторождениях. Поэтому Бухарест объявляет Змеиный скалой и в полном соответствии с морским международным законодательством уменьшает территорию пограничного шельфа, прилегающего к острову. В случае признания Змеиного скалой Бухаресту легче будет доказать, что Украина хозяйничает не на своей территории.
Киев, естественно, называет Змеиный полноценным островом и по-своему измеряет границы шельфа, вполне разумно напоминая всем, что на своей территории Украина может делать то, что считает нужным, в том числе и качать нефть и газ, если они там есть. При этом Украина всячески пытается придать острову полноценно обитаемый вид и даже начала там строительство причала, но, как всегда, из-за несогласованности собственных субъектов хозяйствования и общей бедности не может сделать это быстро и предъявить "признаки острова" международным юристам, если такие появятся из Гааги. Сегодня, по подсчетам специалистов, на достройку причала "не хватает" 10 млн. гривен, и Киев "не может" их найти, так как на возможные месторождения претендуют внутри страны слишком многие. Ибо нефть и газ возле Змеиного действительно есть.
Третьим фактором, активизировавшим Румынию, по мнению украинских обозревателей, является ослабление геополитических позиций Украины после терактов 11 сентября прошлого года в Нью-Йорке. Мир действительно занялся борьбой с международным терроризмом, в которую втянуты НАТО и Россия, и это позволило Бухаресту в очередной раз "наехать" на Украину, до которой вновь "никому нет дела". При этом специалисты в Киеве в один голос напоминают, что в новых условиях Румыния вновь подтверждает свой статус "хищницы Европы" в вопросе территорий и пытается решить пограничные споры в свою пользу так, как она это делает, начиная с рубежа ХIХ—ХХ веков. Тогда Румыния действительно постоянно "прирастала" землями в результате территориальных споров государств-соседей.
Однако если отбросить споры вокруг Змеиного, то экономические украинско-румынские отношения выглядят хотя и не блестящими, вялыми, но вполне безоблачными. Договорно-правовая база этих отношений основывается на 43 межгосударственных соглашениях. Торгово-экономические отношения развиваются динамично и постоянно с положительным сальдо для Украины. Например, в 2000 году общий объем в торговле между двумя странами составил $227,54 млн., экспорт из Украины оценивался в $174,25 млн., а импорт из Румынии — в $53,29 млн. Из Украины в Румынию идут полуфабрикаты из железа и нелегированной стали, нефтепродукты, кокс, железная руда и железорудные концентраты, ферросплавы. Румыния поставляет в Украину горюче-смазочные материалы, продукцию неорганической химии, мебель, обувь, текстиль, медикаменты. В 1994 году был создан межправительственный украинско-румынский Консультативный совет по вопросам торгово-экономического сотрудничества (МКС).
В октябре 2000 года Румыния, Венгрия и Украина подписали соглашение о трехстороннем сотрудничестве "Интеррегио", которое предусматривает разработку и реализацию в рамках Карпатского Еврорегиона при содействии международных программ "PHARE", "TACIS" и "KREDO" совместных проектов сотрудничества на уровне местного самоуправления (международные пункты пересечения границ, строительство дорог, экологические и природно-рекреационные мероприятия). Согласовано намерение о создании украинско-румынско-словацкой инженерной части "Тиса", которая занималась бы ликвидацией последствий природных и экологических катастроф в бассейне реки Тиса.
Не менее актуальными являются и проблемы украинского меньшинства в Румынии и румынского — в Украине. Этими вопросами занимается украинско-румынская смешанная комиссия, которая провела уже три заседания. Здесь, как всегда, наблюдается некоторый дисбаланс не в пользу румынских украинцев. Насчитывая, по разным данным, от 67 до 250 тысяч, они не могут полностью реализовать свои национально-культурные интересы. В Румынии, проводящей политику привлечения всех заграничных румын к созданию "единого румынского языкового, культурного и информационно-духовного пространства", отсутствуют школы с украинским языком преподавания, и только в 1997 году восстановлен единственный украиноязычный лицей имени Т. Шевченко в городе Сигетул Мармациеэй.
В то же время в Украине для 135 тысяч Румын функционирует около 20 румыноязычных газет, журналов и радиотелепрограмм, осуществляется набор студентов в вузах с румынским языком обучения, во всех районах компактного проживания румын действуют румыноязычные школы (всего 117), детские дошкольные учреждения, культурно-просветительские организации, творческие коллективы и религиозные конфессии. Работают два Генеральных консульства Румынии — в Одессе и Черновцах. Украина, разумеется, настаивает и будет настаивать на восстановлении равноправия в вопросе обеспечения прав нацменьшинств. Фактически впервые Киев заявил, что будет защищать своих соотечественников за рубежом не только словами, но и делами. И осталось только посмотреть, как это у него получится…