То, что за два месяца в Верховной Раде трижды обсуждаются экологические проблемы — своего рода симптом. К тому же вопросы водных ресурсов, техногенной и природной безопасности в конце минувшего года еще и дважды поднимались на заседании Совета Национальной безопасности и обороны. Позавчера депутаты с министром экоресурсов говорили о «качестве» отечественного природоохранного законодательства и «рисовали объективную картину», а вчера вплотную подошли к частным вопросам, а именно — наводнениям. Подошли, надо сказать, с небольшим мандражем — память о паводках в Закарпатье 1998 и 2001 годов еще свежа. А прогнозы экспертов относительно вероятности у нас аналогов европейских водных трагедий довольно противоречивы.
Сейчас уже никто не скрывает, что только прямые убытки весны-98 составили 810 млн. гривен, а 2001-го — 300 млн. Мнения же о том, в силах ли сейчас Закарпатье противостоять паводку, расходятся. Министр по вопросам чрезвычайных ситуаций и ликвидаций последствий аварии на ЧАЭС Григорий Рева вчера в парламенте утверждал, что разница в убытках за два года говорит сама за себя. И это не означает, что на достигнутом собираются останавливаться — идут монтажно-строительные работы, сооружаются защитные дамбы. «Товарищи по несчастью» — страны, имеющие выход к бассейну реки Тиса — обсуждают ситуацию, ищут новые варианты, наименее затратные и наиболее эффективные. Депутаты же, баллотировавшиеся по Закарпатским округам, говорят о том, что проблема в пострадавших районах решена разве что с жильем, а в плане готовности противостоять стихии уже сейчас понятно: следует уповать на Бога.
Когда же разговор переключился на причины, то отчетливее всего слышна была тема недофинансирования — по различным пунктам оно колеблется от пятидесятипроцентного до девяностопроцентного. В результате чего, как значится в подготовленных к дню правительства документах, невыполнение центральными, областными и районными органами власти своих обязательств стало уже нормой. Депутаты требовали, чтобы министр отчитался о каждой потраченной из резервного фонда Кабмина гривне, ведь оттуда ежегодно (с 1996 года) выделяется 18 млн. гривен на закарпатские сезонные проблемы. А кроме этого — чтобы министр обнародовал данные о незаконном и неэффективном использовании на местах выделенных средств. Сумма 2 млн. 253 тысячи после проверки 430 объектов вызвала сомнения, и поэтому одним из пунктов решения была просьба к Счетной палате и Генпрокуратуре проследить траекторию бюджетных денег. Вместе с тем всплыла и еще одна неприятная история, связанная со средствами, «брошенными» на Закарпатье — пропажа 450 тысяч гривен, которые Швейцария в виде транша выделила на постройку гидротехнических сооружений. Деньги эти, как оказалось, находились в печально известном банке «Украина». Просьбы их компенсировать до сих пор остаются без ответа, а Швейцария отказывается предоставлять очередной транш, не увидев отчета о том, как использовался первый.
Бывший министр экологии Иван Заяц был в числе тех немногих, кто акцентировал, что корень зла кроется не только в отсутствии денег. «Давайте поговорим о причинах», — заявил он. В первую очередь, это неправильная мелиорация и устаревшее оборудование для нее. Во- вторых, отсутствие должного внимания к проблеме закрытия шахт — с их ликвидацией прекращается и шахтный водоотвод. А в-третьих — замусоренность русел и строительство домов в долинах рек. В результате наводнения, пусть не в таких масштабах, как в Закарпатье, случаются еще в 8 областях страны — Днепропетровской, Одесской, Донецкой, Луганской, Херсонской, Черновицкой, Полтавской, Харьковской и Житомирской. И ежегодные убытки от них составляют 2,2 млрд. гривен. В то же время Григорий Рева с полной ответственностью заявил о том, что его министерство находится в кризисной ситуации — материально-техническая база не дает возможности реагировать оперативно. Тут же вспомнился случай: в свое время для работы в Закарпатье вертолетами обеспечивала спасателей Венгрия.
Вице-премьер Виталий Гайдук сказал, что тематический день правительства помог сделать выводы. А к еще более детальному обсуждению вопроса депутаты собираются вернуться уже через месяц.