На прошлой неделе дочерняя компания НАК «Нафтогаз Украины» «Укргаздобыча» впервые представила себя в качестве достаточно мощной вертикально интегрированной структуры, осуществляющей весь комплекс производства — от разведки и добычи углеводородов до переработки и продажи нефтепродуктов. Ее генеральный директор Илья Рыбчич уверен, что такое решение является для Украины оптимальным как с точки зрения наполнения бюджета, так и в связи с острой потребностью наращивать существенно истощившуюся ресурсную базу газо- и нефтедобывающих организаций.
Курс на вертикальную интеграцию определен в послании к Верховной Раде «О внутреннем и внешнем положении Украины в 2001 году» Президента Леонида Кучмы. В нем Президент поставил правительству задачу в 2002—2003 годах принять постановление о реструктуризации (демонополизации) нефтегазового комплекса и создании вертикально-интегрированных нефтяной и газоснабжающей компаний. Кроме чисто экономического, в таком подходе есть и социально-политический смысл. Не стоит забывать, что, согласно Конституции, Украина является унитарным государством и все ее недра принадлежат всему украинскому народу.
Между тем такой курс, естественно, далеко не во всем соответствует интересам некоторых региональных элит, постоянно претендующих на свою часть нефтегазового пирога под тем предлогом, что, мол, нефть находится в «их» земле, и регион вправе распоряжаться соответствующими доходами. При этом ставка делается на авторитет ведущих региональных лидеров. Например, своеобразный мозговой штурм Кабмина под занавес января развернул Харьковский губернатор Евгений Кушнарев. Еще перед встречей с премьер-министром Виктором Януковичем он рассказал прессе, о чем будет идти речь, особо выделив и поставив на ведущее место ситуацию в газодобывающем комплексе. Жесткая централизация управления и ресурсов в системе НАК «Нафтогаз Украины» лишает структурные подразделения компании на местах «экономических стимулов и мотиваций» для развития, — заявил Е.Кушнарев, явно играя на известных симпатиях главы правительства к намерениям регионов добиваться широких полномочий.
И тем не менее премьер-министр, похоже, улавливает грань между законными региональными интересами, основанными на действительном трудовом вкладе в совокупный продукт, вырабатываемый страной, и стремлением подчинить и использовать в интересах региона общегосударственные ресурсные потоки. После встречи с ним харьковский губернатор существенно снизил свои газовые требования и уже не ставил во главу угла вопрос о ликвидации «жесткой централизации» в «Нафтогазе». Он говорил журналистам о путях решения таких действительно жизненных вопросов своего региона, как кризис сельскохозяйственного машиностроения и жилищно-коммунального хозяйства. «Нам нужно немедленно улучшить ситуацию, так как дальнейшее углубление кризиса неплатежей может привести к серьезным, не только социальным, но и политическим последствиям. Проблемы жилищно-коммунального хозяйства надо решать на государственном уровне, так как они вышли за рамки компетенции местных органов власти», — сказал Е.Кушнарев. Затем он перечислил другие харьковские проблемы, которые поднимал перед правительством — празднование 350-летия, строительство метрополитена, реконструкция театра и Дома Госпрома, и лишь после этого вернулся к структуре НАК «Нафтогаз Украины» и к своему намерению вернуть статус юридических лиц газодобывающим предприятиям Харьковской области. Надежды губернатора на поддержку правительства в споре с газовиками, по-видимому, малореальны. «Я ощутил понимание в этом вопросе, и надеюсь, что в ближайшее время министерства еще раз вернутся к этому вопросу», — вот это, скорее всего, и все, что Кушнарев смог вынести после этого разговора. Тем не менее, губернатор, по-видимому, не утратил боевого духа. Он подчеркнул, что система работы с регионами, которую в настоящее время внедряет Кабинет министров Украины и премьер, «придает оптимизм, так как раньше связь с регионами была движением в одном направлении».
Однако украинские газовики по- прежнему считают отделение «Шебелинкагаздобычи» и «Харьковгаздобычи», на которые претендует Харьков, экономически нецелесообразным и опасным. Один из самых опытных газовиков страны, строитель Шебелинки и многолетний руководитель «Укргазпрома» Владимир Максимив сказал «Дню», что отделение названных предприятий превратит их в «щепки», которые можно будет «легко пинать». И.Рыбчич, комментируя требования харьковских властей, напомнил, что кроме Харьковщины «Харьковгаздобыча» добывает углеводороды еще и в Днепропетровской и Полтавской областях, а «Шебелинкагаздобыча» — в Донецкой, Луганской и Полтавской. «Тогда все губернаторы завтра поставят вопрос об отделении», — сказал И.Рыбчич и подчеркнул, что в этом случае предприятия не смогут инвестировать средства в развитие добычи углеводородов. В качестве примера он привел «Шебелинкагаздобычу», которая добывает около 5,8 млрд. кубометров газа в год. «Из расчета цены газа для населения в 122 грн. за 1 тыс. кубометров (без учета транспортировки) — это 600 млн. грн., половину составят собственные затраты, половину — налоги, а средств на развитие нет», — отметил Рыбчич. Он обосновал необходимость существенных затрат «Шебелинкагаздобычи». Дело в том, что из-за значительной выработки месторождений давление в газовых пластах в настоящее время составляет 12 — 14 атмосфер. Чтобы принимать газ, уже и сегодня используются компрессоры, причем минимальное давление, которое они могут воспринимать, по словам Рыбчича, тоже 12 атмосфер. Поэтому он утверждает: если срочно не построить новую компрессорную станцию (стоимостью 200 млн. грн.), то уже в следующем году добыча газа в Шебелинке — на одном из крупнейших украинских месторождений — прекратится. Причем такая же угроза существует и на многих других газовых полях, использованных более чем на 80%. В целом это подразделение в текущем году потребует более 300 млн. грн. дотаций. «А если оно отделится, кто будет дотировать?», — задал он риторический вопрос. Найдется ли в бюджете Харьковщины такая сумма? А если да, то не лучше бы поискать для нее другое применение, поскольку «Укргаздобыча» уже предусмотрела такие расходы? Рыбчич также сообщил, что наблюдательный совет НАК «Нафтогаз Украины» после изучения вопроса о предоставлении самостоятельности двум указанным подразделениям пришел к выводу, что это экономически нецелесообразно. Интересно, что газовики демонстрируют понимание и толерантность в отношении «отцентровых» устремлений. Так, Рыбчич указал, что может понять стремление харьковского руководства, имеющего большой опыт политической и хозяйственной работы, улучшить какие-то свои показатели. В то же время, по его мнению, налоги от газодобывающих предприятий «идут все в Харьков», несмотря на то, что для добычи газа используются недра еще пяти областей.
Чем же объясняются региональные аппетиты? По-видимому, в первую очередь они подогреваются наличием такого принадлежащего «Укргаздобыче» объекта, как Шебелинский газоперерабатывающий завод (его мощности за два последних года выросли на 20%), где в минувшем году произведено 630 тысяч тонн светлых нефтепродуктов. Кроме того, области необходимо наконец избавиться от постоянно растущих долгов за газ, а это, несмотря на все неординарные меры, не получается. Если бы газовые предприятия оказались в распоряжении региона, то, понятно, что эта проблема была бы очень быстро и просто решена. Интересно, что в Харькове изобрели не оригинальный, но весьма эффективный метод борьбы со своими газовыми долгами за предыдущие годы (160 млн. грн.). На базе лучшего когда-то в этой отрасли предприятия «Харьковтеплоэнерго» создали три новых структуры. Причем все долги оставили «старичку», лишив его при этом всех мощностей и возможности когда-либо что-то вернуть. Но и «новое» предприятие «Харьковские тепловые сети» только с начала года задолжало (кстати, 80% жителей Харькова платят за тепловую энергию добросовестно ) около 13 миллионов гривен (при наличии 17 миллионов долга за прошлый год).
Тем временем подразделения «Укргаздобычи» в Харьковской области остаются исправными налогоплательщиками. В минувшем году «Харьковгаздобыча» и «Шебелинкагаздобыча» перечислили в бюджет около 540 млн. грн., что на 78 миллионов больше, чем им было начислено по результатам деятельности. Не в последнюю очередь этому способствовала и современная структура компании, ориентированная не только на сиюсекундные интересы, но и на развитие.