Китайская национальная нефтяная компания CNPC планирует начать бурение на перспективном иранском нефтяном месторождении Северный Азадеган, сообщает Upstreamonline. Бурение начнется в будущем году на основании контракта стоимостью в 2 млрд долларов, условия которого, по словам представителей компании, "весьма привлекательны".
В настоящий момент CNPC ожидает также санкций иранских властей на начало добычи нефти на этом же месторождении объемом 75 тыс.баррелей в день на его первой фазе, рассчитанной на 4 года.
Крупные контракты с Ираном заключили также другие китайские нефтяные гиганты – перерабатывающая компания Sinopec и предприятие по шельфовой добыче CNOOC.
Развитию инвестирования в Иран со стороны находящихся ныне в более выигрышном положении китайских государственных нефтегазовых компаний серьезно препятствуют два обстоятельства. В нефтяной сфере Иран предлагает иностранным партнерам не очень привлекательные по сравнению с соглашением о разделе продукции контракты buy-back, заключающиеся в том, что иностранным компаниям оплачиваются их сервисные услуги, а вся добытая нефть поступает в распоряжение государства-собственника недр, у которого компания уже выкупает его по цене, не превышающей рыночную. А инвестиции в газовую сферу ограничивает отсутствие доступа к американским запатентованным технологиям из-за введенных против Ирана санкций.
Также, по словам представителя CNPC, довольно долго, от 8 до 9 месяцев, приходится ждать решений правительства Ирана по утверждению контрактов с национальной нефтяной компанией.
По условиям соглашения срок которого 12 лет, CNPC дано 48 месяцев на разведку, а также размещение оборудования, рассчитанного на добычу 75 тыс. баррелей нефти в день.
Источник сообщил, что CNPC получит привлекательный компенсационный пакет за свои инвестиции. Компенсации за инвестиции предусмотрены в денежной форме, либо нефтью и газом в размере 40-50% от всего объема добычи на месторождении. Доход на инвестиции будет вычисляться по ставке ЛИБОР, предусмотрены также некоторые фиксированные выплаты.
Иран является для КНР вторым по значению поставщиком нефти после Саудовской Аравии.