Сбывающаяся нефтяная мечта

"Нефтегаз Украины" начинает работу в Ливийской Джамахирии

"Нефтегаз Украины" вплотную приблизился к осуществлению своей заветной нефтяной мечты. Наделенная огромным техническим и человеческим потенциалом нефтегазовая отрасль всегда мечтала реализовать себя на международных площадках. Сегодня, через 12 лет после обретения Украиной независимости, эта мечта переходит в практическую плоскость.

Нефтегазовая Украина гораздо шире известна в международных профессиональных кругах, чем среди населения собственной страны. Профессионалы еще помнят, что именно украинцы разбуривали Западную Сибирь, создавая основу нынешнего благосостояния российской экономики. Украинские профильные институты строили нефте- и газотранспортные системы по всему СССР, а украинские заводы снабжали их лучшим на то время оборудованием.

Да и исторически Украина, наряду с Азербайджаном, относится к старейшим нефтедобывающим государствам мира. Добыча нефти в Бориславе и Долине началась еще в средине позапрошлого столетия.

С таким "послужным списком" Украина имела все шансы претендовать на серьезные сервисные контракты как минимум в дружественных бывшему СССР странах, что, в общем-то, и происходило до развала Союза. Но время шло, а разделение "славянских сестер" не принесло отрасли ничего, кроме стихийного отъезда украинских буровиков и инженеров на заработки в ту же Россию, Ирак, Ливию и многие другие страны вплоть до норвежских платформ в Северном море.

Нефтяные мечтатели

Нельзя сказать, что власти совершенно не занимались задействованием научно-технического потенциала украинской "нефтянки" за рубежом. Тема сотрудничества в этой сфере регулярно всплывала в повестке переговоров с многочисленными зарубежными партнерами нашего государства. Подписывались меморандумы и межправительственные соглашения.

Но низкий организационный уровень отрасли, нерешенность технических вопросов с закупкой импортного оборудования (большинство стран требуют, чтобы все эксплуатируемое на ее территории оборудование было сертифицировано по международным стандартам) и другие элементарные проблемы не позволили реализовать ни одну из высоких договоренностей.

Тем временем география международных соглашений ширилась, захватив, помимо традиционных России, Азербайджана, Туркменистана, Узбекистана и Грузии, и гораздо более экзотические направления — Ирак, Вьетнам и Индонезию. Наделенные самым богатым воображением "теоретики" добрались даже до Бразилии.

Говорить о выходе украинских нефтяников на международную арену более-менее серьезно начали после прихода к рулю "Укрнефти" Олега Салмина. Но затяжной конфликт акционеров по все тем же организационно-техническим причинам так и не позволил реализовать амбициозные планы Салмина по началу работы в Йемене, Узбекистане и Ливии.

Ливийское направление

Первую реальную попытку закрепиться в Ливии в 2000—2001 годах предприняла "Укрнефть". Компания подписала меморандум о намерениях с Lyban National Oil Corporation (NOC) — государственным холдингом, в компетенцию которого входят все вопросы, связанные с добычей нефти и газа. Но акционеры "Укрнефти" никак не могли собраться и "благословить" начало работ в Ливии, что постепенно разочаровало "принимающую сторону".

Эстафету сотрудничества с Джамахирией в 2002 году перехватил "Нефтегаз", специалисты которого использовали наработки "Укрнефти" для реанимации переговорного процесса с ливийцами.

С приходом в 2002 году к управлению НАК Юрия Бойко ливийское направление начало активно развиваться. В ноябре прошлого года делегация "Нефтегаза" во главе с Бойко провела переговоры в Триполи с высокопоставленными представителями NOC, а в конце февраля начало работать официальное представительство компании в Триполи.

На вопрос: "Почему Ливия?" — Бойко отвечает следующим образом: "Ливия предлагает уникальные возможности для инвестирования, поскольку владеет большими запасами легкой низкосернистой нефти, которые находятся на начальной стадии разработки, и развитой инфраструктурой экспорта на находящиеся поблизости международные рынки. Поэтому мы чрезвычайно серьезно относимся к возможностям, которые открываются для нас в этой стране".

Необходимо отметить, что открыть представительство в Ливии не так уж и просто. Согласно ливийскому законодательству, наличие зарегистрированного представительства является обязательным условием для любой компании, которая стремится работать в стране, причем не только в энергетической отрасли. Поэтому прежде чем дать согласие, власти Ливийской Джамахирии тщательно изучают возможности и потенциал зарубежных партнеров, а также их готовность к эффективному сотрудничеству. Например, некоторые российские компании ждут официального разрешения уже более полутора лет.

Регистрация представительства "Нефтегаза Украины" в Ливии означает переход на новый этап взаимоотношений между украинской компанией и NOC. "Нефтегаз" приступает к работе в формате предоставления сервисных услуг, технологий и оборудования ливийским компаниям. В первую очередь это касается подразделений самой NOC, но впоследствии, вероятно, распространится и на другие работающие в стране предприятия.

Как отметил руководитель NOC доктор Абдулхасид Злитни, в настоящее время его страна испытывает потребность в качественном, но в то же время недорогом оборудовании, и он не видит никаких препятствий для того, чтобы "Нефтегаз Украины" занялся и этим вопросом.

Зачем все это

Выход "Нефтегаза" на ливийский рынок принесет компании значительные дивиденды. С одной стороны, разумеется, это финансовый аспект. Ливийская нефть по качеству низкосернистая, залегает на гораздо меньших глубинах, чем в Украине. Соответственно, ее добыча более прибыльна. К тому же Ливия находится в непосредственной близости от основных европейских рынков сбыта — их разделяет только несколько сотен километров Средиземного моря. Основными импортерами являются Италия, Испания, Франция и Германия, в меньших объемах ливийское сырье регулярно поставляется в Австрию, Великобританию, Грецию и Швейцарию.

С другой стороны, добывая нефть в Ливии, НАК тем самым повышает энергетическую безопасность Украины. В случае нехватки топлива у нас в стране "Нефтегаз" всегда сможет увеличить поставки "черного золота" в Украину по схемам замещения с российскими компаниями. К тому же ливийская нефть является более дорогой по сравнению с российской экспортной смесью Urals. А это означает, что взамен тонны нефти, добытой в Ливийской Джамахирии, НАК сможет получать 1,3—1,4 тонны российского сырья с доставкой в Украину.

Немаловажен и социальный аспект. Деятельность "Нефтегаза" в Ливии — это дополнительные рабочие места для украинских нефтяников, которые не только будут востребованы на постоянной основе, но и получат возможность зарабатывать больше; загрузка машиностроительных предприятий и проектных институтов.

Совокупность всех вышеперечисленных факторов позволяет говорить о том, что прорыв "Нефтегаза" в Ливию — это новое направление в развитии всей нефтегазовой отрасли Украины. Ведь разработка ливийских месторождений — только первый шаг компании по выходу на международную арену, а сама Ливия уникальна тем, что является своеобразными воротами в Африку. Поэтому в НАК открытие ливийского офиса просят рассматривать в контексте общего развития компании. "Наш сегодняшний шаг — это момент между вчера и завтра", — сказал, комментируя открытие наковского представительства его глава Владимир Задорожный.

комментарии:

Доктор Абдулхасид Злитни президент Национальной нефтяной корпорации (NOC)

В настоящий момент вам необходимо только набраться терпения. Мы понимаем, что НАК "Нефтегаз Украины" стремится развивать новые рынки за рубежом и применять на практике опыт своих специалистов в Ливийской Джамахирии.

Наши страны, каждая со своей стороны, будут продвигать политическую возможность таких отношений. А результатом станет взаимовыгодное экономическое сотрудничество.

Алексей Рыбак Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Ливийской Джамахирии

Открытие представительства НАК в Ливии — результат кропотливой работы по расширению сотрудничества между странами, которую уже 3 года ведет посольство Украины. Это событие является очень важным для нас, поскольку руководство Ливии очень осторожно относится к партнерам. Перед тем как дать разрешение работать на своей территории, ливийские власти хотят убедиться, что это партнерство будет надежным, взаимовыгодным и долгосрочным.

Я рад не только факту регистрации представительства, но и тому, что такая крупная компания, как "Нефтегаз Украины", решила работать в Ливии, понимая, с какими трудностями ей придется столкнуться. К тому же политически это решение касается не только НАК, но и других украинских компаний, для которых "Нефтегаз" станет проводником в эту страну. Ведь не всем компаниям удастся зарегистрироваться в Ливийской Джамахирии. Зато, сотрудничая с "Нефтегазом Украины", они смогут работать по договорам субподряда.