В четверг парламент с третьей попытки проголосовал за принятие за основу проекта внесения изменений в госбюджет-2003, поданного на рассмотрение Кабинетом Министров. Среди прочих пунктов, ним предусматривалось повысить рентную плату на добычу газа на 6%, на добычу нефти — в 4 раза, и ввести этот платеж на добычу газового конденсата. Несмотря на то, что вместе с законопроектом в Верховную Раду подано соответствующее обоснование, все нефтяники и газовики в один голос заявили, что они к нему никакого отношения не имеют. Это понятно: для любого человека, знакомого со спецификой добывающей отрасли Украины и владеющего статистикой, очевидно, что желание Кабмина залатать за счет добытчиков бюджетные дыры может обернуться катастрофой для государства. Только оправившаяся после кризисных 90-х, отрасль не выдержит повышения из без того немалого налогового пресса
Голосование, прошедшее в четверг, показало, что парламентарии как минимум не разобрались в проекте изменений к Закону «О Государственном бюджете на 2003 год». Об этом свидетельствует как их неуверенность во время голосования (первые две попытки принять закон успехом не увенчались: «за» проголосовало соответственно 167 и 171 парламентария), так и комментарии самих депутатов, для которых заполитизированный вопрос о повышении минимальной заработной платы стал важнее реальных нововведений в отечественной экономике. А обратить внимание на последние народным избранникам стоило: в данном случае речь идет о судьбе отрасли, задачей которой является обеспечение энергетической безопасности страны. И нигилизм депутатов, равно как и методы, с помощью которых правительственные чиновники пытаются «протянуть» через парламент закон, в подобных случаях просто неуместны.
Как не надо делать
Логику действий правительства, пиарщики которого не устают твердить о продуманности его инициатив, понять можно. Заняв пост премьер-министра в конце ноября, Виктор Янукович изначально был обречен нести ответственность за выполнение «не своего» бюджета. Ведь незначительные правки к законопроекту, внесенные Кабмином после принятия закона во втором чтении, существенно изменить расклад не могли. Вопрос о внесении кардинальных изменений в госбюджет-2003 (другими словами, латание бюджетных дыр) стоял на повестке дня начиная с января, и парламентарии с пониманием отнеслись к такой инициативе. Другое дело, что методы ее осуществления, продемонстрированные некоторыми работниками правительства в начале мая, вызывают недоумение.
Во-первых, проект поправок к закону о государственном бюджете вносился «под шумок» майских праздников. Документ, поданный Кабмином, зарегистрирован 10 мая, то есть, в выходной день. Как результат, для общественности такая прыткость чиновников могла остаться и вовсе незамеченной. Для чего правительству, не раз афишировавшему свои намерения, было прибегать к секретности, пока остается неизвестным.
Во-вторых, вопросы возникают к обоснованности законопроекта. Как утверждают газовики и нефтяники, для них рассмотрение вопроса об увеличении рентной платы уже на этой неделе стало неприятным сюрпризом, а сам текст документа они получили только во вторник. По словам председателя правления ОАО «Укрнафта» Игоря Палицы, никто не запрашивал у него ни цифр, ни расчетов. В то же время руководство компании неоднократно обращалось к Кабинету Министров с предложениями о поиске компромисса в вопросе повышения рентной платы на нефть и газовый конденсат. Соответствующие обращения были сделаны и в адрес народных депутатов, но ни правительство, ни парламент не посчитали нужным учесть позицию крупнейшей нефтедобывающей компании. Аналогичная ситуация и с «Укргаздобычей», генеральный директор которой Илья Рыбчич подтвердил факт игнорирования его позиции профильным министерством. Таким образом, на основании чего рассчитывались новые расценки, и кто занимался этим вопросом, если лучшие эксперты отрасли остались в стороне, также остается загадкой.
«Продуманное» решение
В пояснительной записке к законопроекту говорится о том, что увеличение рентной платы «является экономически обоснованным, поскольку уровень ставки не менялся на протяжении нескольких лет, а инфляционные процессы приводят к уменьшению части соответствующих поступлений в доходную часть бюджета, несоответствию экономическим тенденциям, в частности, росту доли доходов в валовом внутреннем продукте». И все. Никаких расчетов, никакой конкретики: только общие фразы.
На принятом в журналистике сленге такую фразу называют «водой», и в любом вузе за подобное объяснение студенту поставили бы «двойку». Но эксперты правительства посчитали эту формулировку исчерпывающей. А между тем, как отметил Илья Рыбчич, инфляционные процессы влияют не только на наполнение бюджета, но и на доходы самой компании, ведь цена на газ для населения (а именно на эти потребности используется газ собственной добычи) также остается неизменной уже четыре года.
Дальше — лучше. О возможных последствиях для украинской газодобычи в пояснительной записке сказано: «Вместе с тем, поскольку увеличение ставки ренты является незначительным, газодобывающие предприятия не потеряют платежеспособность и их рентабельность не снизится». Как говориться, нет слов. Во-первых, и школьнику понятно, что даже при незначительном увеличении ставки рентабельность снижается, ведь эти величины зависимы друг от друга. Во-вторых, непонятно, как чиновники могут расписываться за газовиков, если они проигнорировали их расчеты.
«Хитрые» механизмы
Все вышеперечисленное можно было бы легко списать на халатность клерков, если бы не сама суть изменений. Ведь цифры свидетельствуют о том, что если парламент примет закон в редакции Кабмина, на добывающей отрасли смело можно будет «поставить крест».
В настоящее время на каждой тысяче кубометров газа «Укргаздобыча» зарабатывает всего 4 копейки. При этом налоговая составляющая в себестоимости газа равна 52,4%. При увеличении рентной платы этот показатель возрастет до 53,3%, и в результате добыча станет просто убыточной: на каждой тысяче кубометров компания будет терять 1 грн. 66 коп. К тому же эти расчеты будут действительны при условии 100%-ной оплате сырья потребителями. А, как известно, платежная дисциплина в газовой отрасли пока далека от идеала.
Аналогичная ситуация и по нефти. Сегодня «Укргаздобыча» добывает 100 тыс. тонн сырья в год, и при средней цене в 860 грн. за тонну ее прибыль составляет 145 грн. на каждой тонне. Увеличение рентной платы в четыре раза (как это предусмотрено законопроектом) приведет к тому, что добыча нефти также станет убыточной: на каждой тонне потери будут составлять 10 грн.
Единственным прибыльным направлением останется добыча газового конденсата. Однако и здесь возникают проблемы. Газовый конденсат — это попутное сырье, специфика добычи, транспортировки и переработки которого предусматривает большие, по сравнению с нефтью и газом, затраты. По словам г-на Рыбчича, в случае введения рентной платы на добычу газового конденсата в размере 208 грн., компании придется отказаться от этого направления.
Также в результате увеличения рентной платы «Укргаздобыча» не сможет выделять достаточно средств на капитальные вложения. Предварительные расчеты показывают, что в год на поиск и разработку новых месторождений компания сможет потратить лишь 16,5 млн. грн. Этого хватит на бурение одной скважины глубиной не больше 4000 м (сейчас компания запускает около 60 скважин в год).
Кроме того, после увеличения ренты убыточными станут практически все украинские газовые месторождения, и большую часть из них придется закрывать. Это приведет не только к кризису самой компании, существование которой потеряет смысл, но и социальной напряженности. Ведь многие поселки на Западной Украине и в центральной части страны живут исключительно за счет рабочих мест на месторождениях. Став убыточной, компания не сможет продолжать выплачивать работникам зарплату.
Падение объемов добычи газа станет заметным, уже начиная со второго полугодия: в 2003 году компания не сможет добыть 200-300 млн. куб. м. Покрывать их придется закупками туркменского газа, что обойдется в $10-15 млн., и станет фактически кредитованием зарубежной газодобычи. А в следующем году снижение объемов составит уже 1 млрд. куб. м, и потратить придется $50 млн.
Не лучше ситуация и в «Укрнафте». В настоящее время компания разработала программу развития до 2007 года, однако в случае увеличения рентной платы необходимость в ее принятии отпадет сама собой. При новых ставках в течение двух-трех лет компании удастся сохранять объемы добычи, а уже с 2006 года компания не сможет их наращивать. Учитывая, что природное падение составляет 13-14%, к 2007 году объемы добычи нефти и газового конденсата упадут на 1 млн. тонн — до 1,630 млн. тонн, а добыча природного газа сократится с 3 млрд. куб. м до 2,41 млрд. куб. м. Игорь Палица резюмировал возможные последствия кратко: «Повышение рентных платежей на нефть в четыре раза может убить компанию».
В результате непродуманного увеличения рентной платы доходы и «Укргаздобычи», и «Укрнафты» резко сократятся. Соответственно снизятся и налоговые отчисления в бюджет: компаниям просто нечем будет платить. Таким образом, правительство выиграет только в краткосрочной перспективе, а уже со следующего года ему придется решать более важные, чем латание бюджетных дыр, вопросы. В частности, где взять деньги на закупку туркменского газа, как не допустить резкого увеличения цен на природный газ для населения (особенно в преддверии президентских выборов!), и чем компенсировать потерю рабочих мест многими нефтяниками и газовиками. Если сейчас не сесть за стол переговоров и не выработать разумный подход к начислению рентной платы (в частности, дифференцированную рентную плату в зависимости от уровня рентабельности месторождений, которую предлагают специалисты нефтегазовой отрасли), решить их будет очень нелегко.