Угрозы Румынии о том, что она может обратиться в Международный Суд в Гааге против Украины, звучали давно и неоднократно. Однако раньше этому мешало одно существенное обстоятельство. Прежде чем обращаться к «мировой Фемиде» Киев и Бухарест должны достичь согласия по договору о режиме государственной границы. На прошлой неделе президенты двух государств документ подписали. На очереди — переговоры по размежеванию черноморских просторов. Стороны должны заключить соглашение по делимитации континентального шельфа и исключительных экономических зон. Легким решение этого вопроса не может быть априори. Даже несмотря на то, что украинский и румынский президенты пообещали поставить точку в этом вопросе до завершения своих властных полномочий (фактически до конца следующего года). Напомним, что на переговоры по определению режима госграницы между Украиной и Румынией понадобилось шесть лет и 19 раундов консультаций. Почему же на разграничение континентального шельфа и исключительной экономической зоны должно пойти меньше? То, что румыны, по определению отечественных экспертов, сдали свои позиции во время переговоров по договору, не означает, что они уступят и в вопросе соглашения. Ведь во втором случае речь идет о больших средствах, которые государство может получать от использования ресурсов Черного моря: так, в районе острова Змеиный геологи разведали значительные запасы нефти и газа. Риск того, что решение этой ситуации могут передать в Международный Суд, немалый. Хотя бы потому, что вероятность обращения к гаагской институции не отрицает ни одна сторона. «Было бы желательно найти компромисс по заключению соглашения на двухстороннем уровне. Однако не исключается другое развитие: если государства не договорятся самостоятельно, то каждая из сторон имеет право обратиться в Международный Суд», — заявил во время недавней встречи с журналистами заместитель госсекретаря МИД Украины Александр Моцик, возглавлявший нашу делегацию на переговорах с румынами. По его словам, «решение в Международном Суде — это тоже цивилизованное рассмотрение. Это не нечто такое, что негативно само по себе». Дипломат полностью прав, если вспомнить, что за историю существования Международного Суда, начиная с 1946 года, в эту структуру обращалось за помощью более 60 государств. Специалисты по международному праву отмечают, что решение споров в Гааге в любом случае лучше, чем вражда сторон. Хотя, конечно, идеальный вариант, если странам удастся договориться без привлечения посредников. Александр Моцик, в частности, сделал на этом акцент: «Лучше было бы для обоих государств самостоятельно, без вмешательства третьей стороны урегулировать вопрос». Он также заметил, что «вопрос о континентальном шельфе и исключительной экономической зоне — чрезвычайно сложный и деликатный в отношениях практически всех государств мира». По его словам, «каждая страна пытается как можно больше учесть свои интересы, и некоторые государства ведут переговоры десятки лет». В то же время он подчеркнул: «Мы бы хотели как можно быстрее договориться, а потому украинская сторона настроена конструктивно, и думаем, что такая же конструктивность будет и со стороны румынской делегации». Обращаясь в Международный Суд, стороны должны также учитывать другой вопрос — финансовый. Страна, которая обращается к международным законодателям, должна заплатить солидную сумму для рассмотрения спора. По некоторым сообщениям, речь идет о миллионных суммах. Понятно, что ни Румыния, ни Украина не могут похвастаться наличием лишних денег. Поэтому, похоже, у Киева и Бухареста не останется другой альтернативы, нежели искать компромисс без привлечения третьей стороны. |