Отечественная золотодобыча в нынешнем формате оказалась песочным замком
Правду говорят, что если в нашей стране нет какого-то вида бизнеса, то его нужно придумать. Именно так на заре независимости умные люди поступили с добычей золота. Сегодня об этом можно говорить вполне уверенно. Ведь, несмотря на принятие специального закона и ряда подзаконных актов, немалые бюджетные вливания в программу "Золото Украины" и создание специальной государственной акционерной компании, на двух отечественных рудниках (Мужиевском в Закарпатье и Бобриковском в Луганской области) добывают в прямом смысле золотые крохи. Иногда даже кажется, что собственно добыча уходит на второй план по сравнению с другими интересными операциями.
Напомним, что в начале 90-х наличие запасов золота воспринималось в нашей стране чуть ли не как один из признаков национального суверенитета. Свою лепту в возникновение золотой лихорадки внесли некоторые украинские СМИ, которые периодически сообщали, что, по прогнозам иностранных экспертов, по количеству запасов благородных металлов Украина уступает лишь Южно-Африканской Республике. Явное преувеличение, конечно, но определенным кругам идея украинского Клондайка явно понравилась, и под развитие отрасли с непонятными перспективами было выбито реальное бюджетное финансирование геологических исследований. Скажем, если в 1990 году объем финансирования работ по поиску золота и исследованию месторождений составлял 0,6% общего финансирования геологоразведочных работ в Украине, то уже в 1993 году он достиг 6,1%.
Параллельно в том же 1993-м для усиления работ по поиску и разведке золотых месторождений Кабмин принял постановление "О разведке месторождений золота на Украинском кристаллическом щите" и предусмотрел выделение дополнительных денег. Три года спустя правительство утвердило программу "Золото Украины", на реализацию которой также собиралось выделить немалые бюджетные средства и привлечь иностранные инвестиции.
28 марта 1998 года под программу "Золото Украины" Кабинет министров создал ГАК "Украинские полиметаллы". К сфере деятельности новосозданной компании были отнесены: проведение геологоразведочных работ, технико-экономические обоснования проектов, а также создание промышленных мощностей по эксплуатации металлов. А в уставный фонд вошли акции Вольногорского горно-металлургического комбината и четырех ГОК — Иршанского, Полтавского, Орджоникидзевского и Марганецкого. А также внушительный комплект госпакетов таких известных в отрасли предприятий, как "Изумруд", Львовский ювелирный завод, "Укрянтарь", Винницкий завод "Кристалл"; дирекции строительства Мужиевского государственного золотополиметаллического комбината и некоторых других специализированных государственных геологоразведочных предприятий.
Получилась довольно внушительная государственная монополька, которая, подобно аналогичным холдингообразным структурам, начала причинять большое беспокойство государству. После неожиданной продажи "Украинскими полиметаллами" в марте 2001 года через Первую фондовую торговую систему принадлежавших ему 25-процентных пакетов акций Марганецкого, Полтавского и Орджоникидзевского ГОК разразился скандал, и, дабы пресечь подобную "приватизацию" в будущем, появился Указ Президента "О неотложных мерах по упорядочению деятельности государственных (национальных) акционерных и холдинговых компаний и других компаний с госдолей". Затем была учреждена комиссия по проверке процессов создания, приватизации и финансово-хозяйственной деятельности государственных акционерных и холдинговых компаний. Правда, до реальных корректив дело не дошло. Разве что пару месяцев назад главой наблюдательного совета "Украинских полиметаллов" был назначен тогдашний министр Кабмина Владимир Яцуба (ныне губернатор Днепропетровской области) — человек с репутацией всевидящего "ока государева". На него, вероятно, возлагались непростые обязанности разобраться с выпуском нынешним летом облигаций Иршанского и Вольногорского ГОК, которые еще принадлежат "Украинским полиметаллам" (недоброжелатели утверждают, что дело пахнет банкротством этих двух предприятий). Однако зоркий администратор Яцуба так и не сумел развернуть масштабную контрольно-ревизионную деятельность: политические расклады вынудили его переменить место работы. А как говорится, кот из дома — мыши в пляс.
Одновременно растаяли надежды на привлечение инвестиций в золотодобывающую отрасль каким-либо иным способом кроме распродажи госпакетов акций ГОК. За несколько десятилетий разведки на Мужиевском полиметаллическом руднике, который принадлежит сегодня "Укрполиметаллам", золотых самородков обнаружить так и не удалось. Найденные крупинки золота столь малы, что их можно рассмотреть разве что в микроскоп при 20—30-кратном увеличении. Поэтому, кстати, самодеятельным старателям здесь делать нечего. Не добыть им золота и из руды: она такая прочная, что измельчить ее без профессионального оборудования невозможно даже теоретически. Для того чтобы украинская золотодобыча стала выгодным бизнесом, необходимо привлекать дорогостоящие западные технологии, которыми владеют только такие мировые лидеры, как Grasberg и Batu Hijau (Индонезия), Ok Tedi (Папуа—Новая Гвинея) и Alumbrera (Аргентина). Однако эти гиганты не обращают внимания на украинские недра, а целый ряд иностранных компаний средней руки (в том числе и российских, имеющих опыт золотоискательства) были согнаны с отечественных месторождений под различными, возможно и надуманными, предлогами. Но сути это не меняет — затраты на добычу золота в Украине (которые почему-то относятся к служебной информации) пока явно превышают доходы от его реализации.
Более того, в руководстве Минэкологии все чаще намекают, что идея существования рентабельных золотых месторождений в Украине изначально выглядела довольно сомнительно. О реальной же ситуации с добычей золота в нашей стране можно судить по следующим цифрам. Если в 1999 году "Украинскими полиметаллами" было добыто 23,8 кг золота, в 2000 году — 134,8 кг, в 2001 году — 69,2 кг, то в прошлом году — целых 18 кг. Негусто!
Итоги первого полугодия нынешнего года тоже не дают повода для оптимизма. По официальным данным, прибыль основного золотодобытчика страны — "Украинских полиметаллов" — упала на 29,9% (до 24,871 млн. грн.), а кредиторская задолженность выросла с начала года на 11,1% — до 72,921 млн. грн. Сокращение прибыли представители компании связывают с прекращением промышленной добычи золота, которую планируется восстановить лишь после ввода в эксплуатацию второго рудника на Мужиевском месторождении. А также с сокращением прироста собственного капитала в связи с передачей объектов социальной сферы в коммунальную собственность. С начала года таких объектов передали на сумму 40 млн. грн. Правда, дочернее предприятие "Бурштинові копальні", входящее в янтарный комплекс "Украинских полиметаллов", в прошлом году увеличило добычу янтаря-сырца на 41%, но есть большие сомнения относительно спроса на янтарные украшения — похоже, они нынче не в моде.
Каков выход из создавшегося положения? В начале июня Президент Украины признал неудовлетворительным уровень государственного управления в сфере использования недр и дал ряд поручений для исправления ситуации. В частности, Кабинет министров в течение двух месяцев обязан провести проверку заключенных договоров о совместной деятельности в сфере пользования недрами относительно эффективности привлечения инвестиций. А также принять меры по усилению госконтроля за деятельностью Национальной акционерной компании "Надра України", ГАК "Украинские полиметаллы" и "Укррудпрома". В этот же срок правительство должно подать в Верховную Раду законопроекты о внесении изменений в Уголовный кодекс об уголовной ответственности за незаконную добычу полезных ископаемых национального значения, в кодекс об административных правонарушениях — о введении админответственности за нарушение условий специального разрешения (лицензии) на пользование недрами.
Как бы в итоге ни повернулось дело, государственным мужам не мешало бы помнить, что украинские золотые копи на деле оказались песочными замками. И для добычи 18 кг золота в год не нужно создавать грандиозные государственные объединения, которые не в состоянии проконтролировать даже самый наблюдательный правительственный менеджер. Опыт зарубежных стран показывает, что достаточно откорректировать систему государственного лицензирования, наладить контроль за деятельностью старателей и доверить данный вид деятельности коммерсантам. Если они, конечно, им вообще когда-нибудь заинтересуются.