Предлагает выставить сенатор Завадников
Комитет Совета Федерации по промышленной политике решил радикально перекроить законодательство о недрах. Вместо нынешних лицензий и соглашений о разделе продукции (СРП) сенаторы предлагают ввести "исключительное право пользования участками недр", которое можно будет продавать, закладывать и дарить. Но эксперты сомневаются, что эти идеи обретут форму закона.
По плану правительства в феврале Минэкономразвития и Министерство природных ресурсов (МПР) должны закончить разработку новой редакции закона о недрах. Кабинет министров собирается рассмотреть его в июне и затем передать в Госдуму. Тем временем свой законопроект на ту же тему создал председатель сенатского комитета по промышленной политике Валентин Завадников и собирается пустить его в ход в качестве альтернативы правительственному варианту. "Ждем, учтет ли правительство наши предложения. Если его проект не будет способствовать нормализации экономических отношений в отрасли, воспользуемся своими конституционными полномочиями законодательной инициативы", – заявил "Ведомостям" Завадников.
Сам он считает, что право пользования недрами необходимо вовлечь в гражданский оборот. То есть обладатели этих прав смогут распоряжаться ими (продавать, дарить, передать в управление, закладывать, наследовать) без согласия государства. Более того, они смогут самостоятельно определять технологию, масштабы и темпы горных работ. Действующий сейчас лицензионный режим не позволяет этого делать – параметры работы на месторождении заранее определены регулирующими органами и указаны в лицензионном соглашении. Продать, передать или заложить лицензию компания не может, поэтому такие сделки сейчас приходится проводить с самими компаниями – держателями лицензий.
А новый механизм позволит ввести рыночные отношения в сферу недропользования, хотя собственником недр остается государство, резюмирует Завадников.
От нынешней системы выдачи лицензий на месторождения сенаторы предлагают отказаться. Уже выданные лицензии по истечении их срока можно будет обменять на право исключительного пользования. Ограничения предлагаются лишь для режима СРП: государство вправе отказать в обмене или выдвинуть "дополнительные (в том числе финансовые) условия". Завадников считает это справедливым: "Режимы СРП являются по сути дискриминационными – государство может в определенных случаях изменить законодательство, давая преференции какому-то участнику. Этот процесс всегда происходит за чей-то счет, что неправильно".
Зато иностранцы смогут получить "право исключительного пользования недрами" наравне с россиянами. Право на геологическое изучение месторождения предлагается давать на пять лет, для разведки и добычи полезных ископаемых – на "расчетный срок отработки месторождения".
Чиновники считают инициативу сенаторов любопытной, хотя и чересчур смелой. Замминистра природных ресурсов Владимир Энгельсберг обещает учесть в правительственном законопроекте положения "о гражданско-правовых отношениях в предоставлении прав недропользования и переходе в основном на аукционное определение этих прав". Начальник управления экономики окружающей среды и природных ресурсов МЭРТ Всеволод Гаврилов согласен, что права на недра должны распределяться на аукционе, но считает спорной форму "исключительных прав пользования участками недр". "Сложная юридическая конструкция, аналогов которой практически нет", – говорит чиновник. Поэтому законопроект Завадникова вряд ли станет основой для правительственного варианта.
Другие эксперты солидарны с Гавриловым. По мнению партнера PricewaterhouseCoopers Михаила Клубничкина, "пока у нас не будет прозрачной системы конкурсов и аукционов, которой все доверяют, нельзя вводить минеральные права в хозяйственный оборот". А Владимир Суханов, начальник правового департамента компании "Руссдрагмет" (управляет золотодобывающими активами Нighland Gold Mining Ltd. в России) , считает преждевременным равный доступ к недрам для иностранцев и российских компаний. "Последние пока не настолько конкурентоспособны", – говорит он. Директор ООО "СРП-Экспертиза" Михаил Субботин полагает, что отмена конкурсов на освоение месторождений лишит доступа к недрам небольшие компании.
ОТ РЕДАКЦИИ: Разговор о недрах
Одной из первых реформ, которую Владимир Путин проведет после своего вероятного переизбрания на второй срок, станет реформа отношений государства с недропользователями.
Правительство планирует обсудить проект нового закона "О недрах" в июне. Но уже к концу февраля Минприроды и Минэкономразвития должны подготовить некий почти окончательный текст.
Значение этого документа сложно переоценить. Россия – один из мировых лидеров по добыче нефти, газа, металлов. Тех самых полезных ископаемых, которые добывают недропользователи, обеспечивая значительную долю ВВП и доходов бюджета. Любые преобразования в этой сфере отразятся – позитивно или негативно – на состоянии российской экономики.
Обсуждение многочисленных проектов закона о недрах, в том числе проекта комитета Совета Федерации по промышленной политике (см. статью на стр. А3) , позволило определить небольшой круг острых проблем: должны ли местные власти участвовать в распределении прав на недра, чем заменить лицензии, кто должен проводить геологическую разведку, на каких условиях предоставлять права на недра.
Сенаторский проект, так называемый "проект Завадникова", направлен на снижение роли местных властей в распределении недр. Это удобно для бизнеса – вместо "двух ключей" поворачивать придется лишь один. Но это предложение противоречит Конституции, закрепляющей недра в совместном ведении федерации и субъектов. Так что сторонникам "одного ключа" остается лишь рассчитывать на изменение Конституции в интересах федерального центра.
Оставшийся ключ – в нынешней структуре правительства это Минприроды – сенатор предлагает наделить широкими полномочиями. Между тем разведка недр или проведение экспертизы месторождений по своей сути являются коммерческой деятельностью, которой не должны заниматься чиновники.
Главная инициатива Валентина Завадникова – замена лицензий "исключительным правом пользования участком недр", которое можно получить только по итогам аукциона. Эта идея вызвала интерес у представителей бизнеса, недовольных, впрочем, юридической слабостью и неполнотой проекта. Его шансы пройти невысоки.
Заслуга сенатора в том, что ему удалось начать общественную дискуссию по важнейшей теме. Чтобы избежать сюрпризов для бизнеса и экономики страны, хорошо бы законопроекты Минприроды и Минэкономразвития тоже с самого начала сделать открытыми для обсуждения. Будет ли реформа кулуарно написана чиновниками в своих интересах, а затем одобрена послушным думским большинством?