В планах работы геологов-изыскателей "Горловразведки", которая как дочернее предприятие входит в национальную компанию "Надра Украины", исследование донбасских месторождений метана с целью дальнейшего их использования в промышленности всегда занимало одно из приоритетных мест. Сегодня они тоже не без работы. В центральной части Горловки, точнее, в поселке Майский, за известными многим жителям области парком и стадионом "Шахтер" специалисты геолого-разведывательной экспедиции на днях приступили к бурению скважин.
Время, честно говоря, не самое удачное, но ориентироваться приходится не на календарь, а на взрывоопасность ситуации. Поэтому о богатстве подземных кладовых народ помалкивает и, скорее, даже клянет неистощимость их запасов. Впрочем, они давали о себе знать всегда. Много лет назад работники горгаза не единожды выявляли в этом районе присутствие опасного вещества. От греха подальше раскрывали, как вспоминают, газопроводы, снимали изоляцию, обмывали трубы, проверяли их целостность, а, удостоверившись, что коммуникации в порядке, засыпали траншеи и ставили контрольную трубку. А она вскоре снова фиксировала присутствие газа.
– Так было несколько раз, пока не пришли к выводу, что этот газ не наш, – вспоминает давние события главный инженер городского управления газового хозяйства Ю.Е.Кулик. – На улице Апрельской мы случайно наткнулись на старинный шурф. В этом месте, как оказалось, располагались скромные копи – предшественники нашей "Кочегарки". Когда их перестали эксплуатировать, шурф перекрыли бревнами, засыпали, но со временем эта защита просела, и оттуда начал выходить рудничный газ. На углу улиц Курченко и Гаевого он тоже давал о себе знать. Работникам ПО "Артемуголь" согласиться с этим было тогда непросто, сопротивлялись они долго, но под неопровержимостью аргументов вынуждены были признать очевидное.
В те же годы, рассказывают старожилы, сюрпризы недр без цвета и запаха появлялись на поверхности на стыке угольных полей шахт им. Карла Маркса и той же "Кочегарки". Спасая положение, газ сжигали прямо в посадке.
Не мудрено, что взрывоопасная тема время от времени витала в воздухе Центрального района Донбасса. Горловчанам, чьи дома сплошь и рядом стоят на подработках, не привыкать к экстриму по-горняцки. Шахтеры, рискуя в забое, веками ходят под Богом, но чтобы еще и по метану в черте города – такого пока не было. С проблемой, которая сейчас поднялась из выработок "Кочегарки", отданных на милость реструктуризации, жители и власти Горловки прежде никогда не сталкивались. Серьезная обеспокоенность пришла сюда лишь в прошлом году.
Проверяя, как требуется, подвалы и все коммуникации в радиусе 50 метров от газопроводов, работники горгаза с помощью интерферометров снова обнаружили в пробах воздуха наличие метана, даже в своих колодцах его "ловили". Снова последовали долгие безрезультатные пререкания с угольщиками, только на этот раз железные аргументы пришлось предъявлять Горловской дирекции ГК "Укруглереструктуризация". Газовщики пошли даже на эксперимент: полностью отключили свои коммуникации в районе улицы Ленина и жилмассива Майский, но газ все равно давал о себе знать, и только так хозяева голубого топлива смогли пробить стену скепсиса. Да и о каких сомнениях можно было говорить?! Едва ли не в каждом техподполье многоэтажных домов и особенно – в глубоких подвалах, которые жители частного сектора вырыли на своих подворьях, незримо присутствовала "пороховая бочка" с гремучей смесью.
На планах горных работ с точностью до миллиметра обозначено, что представляют собой горизонты шахты вплоть до глубины в 1100 метров. И техническая документация проекта закрытия "Кочегарки" подтвердила, что под поселком действительно расположен отработанный пласт, проходят стволы, и для повышения бдительности все его улицы и переулки временно можно переименовать в Метановые. И рядовым гражданам, и коммунальщикам руководство города настоятельно рекомендовало в целях профилактики регулярно проветривать подвалы. При местной дирекции ликвидации шахт создали группу по определению наличия газа экспресс-методом и отбору проб воздуха для исследования в лаборатории. Люди наблюдали за этими манипуляциями, слушали предостережения специалистов и практически не имели никакой возможности повлиять на ситуацию. Что делать, если послушная и скороспелая реструктуризация угольной отрасли в очередной раз продемонстрировала, к чему ведут преждевременные "похороны" предприятий. Об их "цветочках" в Донбассе не слышал только глухой, а теперь поспели "ягодки".
В городе многие знают, что весь приток воды с "Кочегарки" пришел на шахту им. Ленина, и там ее усердно откачивают. Но бывалые горняки считают, что уровень воды в выработанном пространстве все равно повышается, и это она выдавливает газ на поверхность.
– Прежде метан, выходящий из угля и пород, отсасывал вентилятор главного проветривания. Сейчас этого нет. Организованно из вентиляционного ствола в атмосферу его не выбрасывают, и газ естественным путем ищет себе лазейку, по трещинам в земле и пористым породам вроде песчаника он устремляется на поверхность, – подтвердил заместитель начальника Донецкого территориального управления госнадзор-охрантруда Л.В.Марченко. – Сколько этот процесс будет продолжаться, сказать трудно. Потенциально опасные зоны имеют очень большую площадь. Ее всю надо обследовать, чтобы выявить действительно опасные места, и в этих точках приступить к бурению дегазационных скважин.
Сейчас эта процедура позади. Осознав всю серьезность ситуации, местные власти взяли ее под свой контроль. Создали специальную комиссию, провели ее расширенное заседание, в работе которого участвовали и практики, и теоретики.