Особое внимание, уделяемое в США государственному содействию разработке и освоению современных технологий в добывающем секторе в первую очередь обусловлено все более важной ролью малого и среднего бизнеса в процессе вынужденного перехода к эксплуатации менее рентабельных внутренних топливных ресурсов.
К настоящему времени в США учтено около 50 тыс. нефтегазовых месторождений, половина из которых относится к низкопродуктивным категориям. Общие разведанные запасы американской нефти, рассчитанные по методике Oil & Gas Journal, оцениваются в 22,4 млрд баррелей (3,1 млрд т), или 2,2% мировых запасов (12-е место в мире); природного газа – 183 трлн ф3 (5,2 трлн м3), или 3,4% мировых запасов (6-е место).
В условиях высокой степени изученности недр основной прирост запасов американцы уже давно получают, главным образом, в традиционных нефтегазодобывающих районах за счет совершенствования методики выявления и переоценки продуктивных залежей. Современные объективные трудности при добыче нефти и природного газа в США связаны, в первую очередь, с тем, что внутренние коммерческие операторы вынуждены использовать свыше 550 тыс. малодебитных нефтяных и 390 тыс. газовых скважин, часто расположенных на большом удалении друг от друга в различных районах страны. Поэтому крупные американские нефтегазовые корпорации (major producers), которых насчитывается около 30, в основном ориентируются на зарубежную ресурсную базу, а на своей территории работают в ограниченных масштабах и только в наиболее продуктивных регионах – таких, как Аляска и Мексиканский залив.
Следствием этого является парадоксальная, на первый взгляд, ситуация, когда малые и средние топливно-энергетические предприятия (non-majors) в целом осуществляют до 85% всего объема внутреннего бурения, поставляя при этом потребителям 55% природного газа и около 51% сырой нефти, добываемых на территории и шельфе США. Около 85% действующих нефтегазоносных скважин обслуживают 160 тыс. малых добывающих и сервисных предприятий, в каждом из которых в среднем занято не более 10-12 постоянных и два-три временных работника. При этом до 75% от общего количества нефтяных скважин приходится на те из них, которые дают не более десяти баррелей в сутки и требуют использования погружных насосов и закачки активирующих реагентов для подъема нефти на поверхность.
Типичное современное малое американское независимое нефтегазовое предприятие – это высокоэффективная коммерческая структура в форме закрытой частной компании (часто находящейся в собственности одной семьи) или небольшого открытого акционерного общества, которое успешно работает много лет в области разведки и добычи нефти и газа (свыше 83%), осуществляет сервисные операции (8%) и внедрение технологических инноваций (9%) на базе месторождений с трудноизвлекаемыми и остаточными запасами в низкорентабельных скважинах. Свыше 17% таких предприятий успешно функционируют не только в США, но и на мировом рынке, преимущественно в Канаде и странах Латинской Америки.
По данным статистических исследований, срок жизни такого предприятия составляет не менее 25 лет. При этом оно получает общий ежегодный доход в размере 4 млн долларов и имеет чистую прибыль (за вычетом налогов и текущих эксплуатационных расходов) до 500 тыс. долларов. Его управленческий персонал, как правило, имеет высшее инженерное или геологическое образование; 30% специалистов – в возрасте от 40 до 49 лет, 22% – в диапазоне 50-59 лет и 23% – старше 66 лет. С учетом возможности получения более высоких налоговых скидок 92% малых американских энергетических предприятий являются независимыми однопрофильными производителями и лишь 8% относят себя к категории интегрированных компаний. Примерно пятая часть таких компаний выпускает акции, неограниченно обращающиеся на фондовых рынках (55% – NYSE, 18% – NASDAQ, 16% – AMEX, 11% – в прочих фондовых категориях). Все они активно применяют современные специализированные технологии, участвуют в программах распространения технологических инноваций, координируемых Министерством энергетики США (Department of Energy), широко используют компьютерные системы дистанционного контроля и Интернет.
Основными источниками инвестирования малых и средних предприятий являются внутренние собственные активы их владельцев (36%), коммерческие банки (28%) и внешние инвесторы (36%). Средний уровень ежегодных капитальных затрат малого американского нефтегазового предприятия составляет не менее 2 млн долларов. Нежелание выплачивать высокие процентные отчисления по коммерческим кредитам приводит к тому, что внешнее финансирование используется для поддержки не более 60% их текущих коммерческих проектов. В среднем же 85% малых нефтегазовых компаний используют единовременные внешние кредиты на сумму менее 5 млн долларов в год. Такой подход резко отличается, например, от ситуации в коммерческой торговле, где 70% предприятий предпочитают получать инвестиционные кредиты в размере 10 млн долларов и более.
В структуре производственных затрат на первом месте находится фонд заработной платы, на который, как правило, приходится до 60-70% текущих расходов. Второе место по капиталоемкости занимают приобретение бурового оборудования и его наукоемкое контрактное производственное обслуживание со стороны специализированных сервисных компаний. Например, в последние годы основная часть таких затрат была связана с закупкой техники для наклонного бурения и с дорогостоящей компьютерной обработкой и многомерной визуализацией результатов сейсмологической разведки, на которую средняя компания затрачивала не менее 500 тыс. долларов в год.
Более 40% малых предприятий работают на лицензионных участках федеральных общественных земель и в индейских резервациях, в то время как остальные арендуют частные территории. При этом одна компания в среднем обслуживает десять нефтяных и пять газовых скважин. Следует особо отметить, что большинство таких скважин относятся к категории низкопродуктивных и малорентабельных (marginal wells) с производительностью менее 15 баррелей (2,1 т) сырой нефти в сутки. Эти "маргинальные" скважины в США являются источником свыше 75% всей нефти, добываемой малыми предприятиями, 30-60% сырья, получаемого средними предприятиями, и всего лишь 20% "черного золота", производимого крупными нефтяными концернами.
Треть мелких и средних компаний участвует в добыче нефти и газа на морском шельфе страны, преимущественно в легкодоступных акваториях Мексиканского залива и на глубинах, не превышающих 100 м.
Объем ежесуточной добычи типичного предприятия колеблется в интервале от 350 до 400 баррелей (47,7-54,6 т) нефти и от 2750 до 3750 млн ф3 (78,1-106,5 млн м3) природного газа. Средняя себестоимость добываемой продукции в последние несколько лет составляла не менее 21-23 долларов за 1 баррель нефти и 2,6 долларов за 1 тыс. ф3 природного газа.
Ключевыми факторами успешного выживания и развития в США современных малых и средних предприятий нефтегазового бизнеса являются непрерывное внедрение технологических инноваций и сопутствующий им рост производительности труда. Успех инновационного менеджмента непосредственно зависит от возможностей предприятия создать для нововведений адекватные внутренние и внешние стимулирующие условия. Возрастающие темпы обновления основных производственных фондов, а также быстрые изменения ценовой конъюнктуры приводят к тому, что производственные программы таких предприятий должны непрерывно и быстро перестраиваться.
Поскольку к инновациям относятся все изменения в производственных и управленческих процессах, которые были уже внедрены и начали приносить предприятиям конкретную экономическую и социальную пользу, то в их число входят не только инновации в сфере производства, но и инновации услуг, изменения технологических процессов, кадровые инновации, а также непрерывные изменения организационных структур управления.
Производственные инновации всегда связаны с использованием оригинальных решений, дающих конкретную экономическую выгоду для предпринимателя. Они нуждаются в нестандартных, творческих подходах и влекут за собой высокие коммерческие риски. Таким образом, в основе инновационного менеджмента лежит способность руководства предприятий заранее прогнозировать неочевидную для остальных будущую выгодность новых идей и идти на сознательный риск и капитальные затраты для стимулирования внедренческого процесса. Будучи жестко ориентированным на структурные внутренние изменения, такой многоуровневый и комплексный менеджмент резко отличается по своей сути от принятия стандартных производственных решений, требует творческого подхода и устойчивого совпадения долгосрочных интересов как руководителей, так и персонала предприятия. И малый бизнес более восприимчив к целевому инновационному управлению, так как низкая численность персонала упрощает его эффективную мотивацию.
Крупные и постоянно увеличивающиеся финансовые затраты, а также многофакторный риск, связанный с внедрением технологий высокого уровня и большой сложности, способствовали тому, что главным направлением отраслевой инновационной политики в американском нефтегазовом бизнесе стала тесная кооперация крупных, малых и средних предприятий на всех этапах инновационного процесса при обязательной государственной поддержке и регулировании. На практике это сотрудничество осуществляется в разнообразных формах – таких, как стратегические альянсы по долгосрочным комплексным проектам, распределенные научные исследования и разработки, кооперационное производство и маркетинг.
Успех инновационного менеджмента принципиальным образом зависит от создания на предприятии всех необходимых стимулирующих внутренних и внешних условий. Причем к внутренним рамочным условиям относятся: позиции и поведение руководства высшего уровня; кадровая политика; системная организация управления; производственные коммуникации и финансирование. Внешние условия включают в себя: дополнительное целевое финансовое стимулирование инновационных проектов; материальное и организационное содействие передаче инновационных технологий; льготные консультативные и инфраструктурные услуги; целенаправленную кредитную политику.
Благоприятное воздействие на развитие инновационных проектов оказывают: снятие бюрократических барьеров; низкая степень централизации и широкая специализация внутрифирменного управления; терпимое отношение к новаторской деятельности и к неизбежным неудачам; наличие действенных систем материального стимулирования персонала, открытых производственных коммуникационных сетей; поощрение работы в составе временных целевых внедренческих групп.
Следует особо подчеркнуть, что успешная работа американских нефтегазовых предприятий базируется не только на многочисленных специальных отраслевых льготах и налоговых преференциях, от которых зависит от двух третей до половины текущей нормы прибыли, но и на общей продуманной системе поддержки всего малого бизнеса страны. При этом федеральные и местные законодательные органы стараются ввести в действие именно такие регулирующие нормы, которые бы в первую очередь поддерживали максимально свободную конкуренцию многочисленных независимых производителей внутри страны. В целом на такие предприятия сегодня приходиться 99% численности работодателей в стране. Владельцы этих предприятий создают в среднем два из каждых трех новых рабочих мест и обеспечивают производство не менее половины национального валового внутреннего продукта. Примерно 40% предприятий малого бизнеса находятся в собственности женщин и 15% принадлежат представителям национальных меньшинств.
После прихода в 2001 г. к власти республиканской администрации в соответствии с мерами, предусмотренными Законом "О снижении налогообложения в целях поддержки создания рабочих мест и обеспечения экономического роста" от 2003 г. (The Jobs and Growth Tax Relief Reconciliation Act of 2003 – JGTRRA, PL 108-27), каждый из 23 млн владельцев малого бизнеса получил налоговые скидки на сумму около 3 тыс. долларов в год. Этот закон также обеспечил снижение налогового бремени для владельцев малого бизнеса на 9,7 млрд долларов в период с 2003 по 2006 гг. за счет уменьшения максимальной ставки подоходных налогов до 35%. Такие предприятия имеют возможность не включать в сумму налогооблагаемых доходов часть прибыли, используемую для покрытия текущих расходов на обновление основных производственных фондов в размере до 400 тыс. долларов в год.
Из целевых федеральных фондов регулярно выделялась экстренная финансовая помощь для компенсации ущерба от несчастных случаев, стихийных бедствий и террористических атак. Были также расширены возможности получения малыми предприятиями выгодных государственных контрактов на поставки товаров и услуг для нужд федерального правительства. Значительное внимание уделяется введению в действие дополнительных накопительных банковских счетов и целевых паевых траст-фондов для оплаты медицинского обслуживания, что позволило значительно снизить стоимость группового медицинского страхования сотрудников предприятий малого бизнеса.
Важные дополнительные мероприятия по поддержке малого бизнеса предусмотрены и в президентской программе дальнейшего развития национальной экономики. Прежде всего, это последовательное снижение налоговой нагрузки. В настоящее время две трети налогоплательщиков, выплачивающие наиболее высокие налоговые отчисления, – это владельцы небольших предприятий, которые вынуждены включать всю получаемую прибыль в сумму своих индивидуальных налогооблагаемых доходов. По плану Джорджа Буша они должны получить дополнительные налоговые скидки в размере около 2 тыс. долларов в год. Кроме того предполагается снизить величину допустимого уменьшения налоговых выплат владельцами предприятий малого бизнеса в связи с их инвестиционными затратами на новое производственное оборудование и компьютеры.
Президент также предложил отменить двойное налогообложение дивидендов по ценным бумагам, что должно помочь малому бизнесу более активно развиваться и создавать новые рабочие места за счет внутренних финансовых ресурсов. При этом налоговые ставки для предприятий малого бизнеса с величиной оборотных фондов менее 500 тыс. долларов в процессе реинвестирования собственной прибыли не будут подниматься пропорционально общему приросту стоимости их капитализации. В рамках президентского плана также было предложено сделать постоянной введенную ранее временную отмену налога на наследство, что должно помочь членам семей владельцев малого бизнеса осуществлять беспрепятственное внутреннее инвестирование своих семейных капиталов.
Большая часть малых и средних нефтегазовых компаний сильно ограничена в инвестиционных ресурсах и не может себе позволить риск самостоятельной разработки полных циклов новых технологических решений для повышения продуктивности своих скважин. Именно поэтому главным условием обеспечения рентабельности их функционирования является общая активная всесторонняя государственная поддержка, осуществляемая в США по линии федерального Управления по делам малого бизнеса (Small Business Administration, SBA) в рамках соответствующей долгосрочной президентской программы. Кроме того, ряд специализированных проектов по оказанию научно-технической помощи нефтяному и газовому бизнесу выполняет Управление минеральных энергетических ресурсов (Office of Fossil Energy) Министерства энергетики США.
Для активизации этой деятельности в США в 1993 г. был создан Совет по передаче технологий нефтедобычи – СПТН (Petroleum Technology Transfer Council, PTTC), основной задачей которого стало ускорение разработки, распространения и внедрения новейших технических средств в производственные операции мелких и средних независимых добывающих предприятий внутри страны. Совет осуществляет свои функции через десять региональных отделений, которые специализируются с учетом конкретных потребностей местных операторов и специфики геологических условий залегания соответствующих месторождений. Основными технологическими донорами выступают специализированные сервисные компании, федеральные научно-исследовательские лаборатории и центры с бюджетным финансированием, известные университеты, крупные национальные энергетические компании, а также прочие участники долгосрочных федеральных и местных научно-исследовательских программ Министерства энергетики США.
Для расширения распространения эффективных технологических нововведений все коммерческие операторы, получающие какую-либо финансовую поддержку от государства, а также претендующие на предоставление налоговых скидок и льгот, должны в обязательном порядке участвовать во внутриотраслевом технологическом трансфере в рамках регулярных семинаров и обменов специалистами, организуемых министерством, а также путем публикации отчетов о своих разработках в специальных сборниках научно-технических докладов.
С 1988 г. в нефтегазовом бизнесе США действует поддерживаемая и регулируемая государством система программ "Технологического партнерства в области добычи природного газа и нефти" – ТПНП (Natural Gas and Oil Technology Partnership, NGOTP), – предназначенная для объединения усилий национальных исследовательских лабораторий Министерства энергетики, специализированных сервисных компаний и независимых нефтегазовых коммерческих операторов. Первоначально в рамках этого партнерства осуществлялась лишь прямая адаптация различных прошлых разработок военного назначения федеральных исследовательских центров в Лос-Аламосе для коммерческого использования. Позднее для осуществления новых гражданских технических проектов к нему были также подключены федеральные исследовательские энергетические лаборатории более широкого профиля в Ливерморе, Беркли, Брукхейвене и Оук-Ридже.
Конкретные направления технологических разработок ТПНП, результаты которых регулярно передаются коммерческим предприятиям, включают в себя девять тематических областей. К ним относятся:
· технологии более эффективного бурения;
· методы ускоренного обустройства скважин и повышения их продуктивности;
· технические средства увеличения отдачи старых малопродуктивных нефтяных и газовых скважин;
· диагностика залегания продуктивных пластов и визуализация результатов сейсмологической разведки;
· высокопроизводительные компьютерные системы и программное обеспечение для обработки геологических и геофизических данных;
· технические средства для снижения уровня загрязнения окружающей среды и уменьшения затрат предпринимателей в рамках обеспечения соответствия ужесточенным отраслевым экологическим стандартам в ходе добычи и транспортировки топливного сырья;
· современные средства снижения уровня загрязняющих выбросов и аварийных утечек энергоносителей на нефте- и газоперерабатывающих предприятиях;
· новейшие методы повышения безопасности и эффективности хранения и транспортировки больших объемов природного газа;
· обеспечение информационной безопасности и защита компьютерных систем от кибернетического терроризма.
Существенное значение для малых и средних независимых компаний имеют новые способы повышения продуктивности нефтегазоносных пластов. Историю эксплуатации нефтяных скважин в США можно разделить на четыре этапа. В ходе первого из них для подъема нефти на поверхность использовали естественное внутрипластовое давление или различные виды плунжерных насосов, однако такими способами, как правило, удавалось извлекать не более 10-15% от всех содержавшихся в месторождениях запасов.
На втором этапе, в 50 и 60-е годы прошлого века, применялись, преимущественно, различные варианты закачки в скважины воды или попутного природного газа, что позволяло использовать до 20% запасов месторождений.
Третий, уже современный, этап характеризуется расширенным применением дополнительных технологий активного повышения отдачи пластов, позволяющих извлекать до 60% содержащейся под землей сырой нефти. К ним относятся: термальная активизация и извлечение тяжелых сортов нефти путем закачивания в скважины горячего водяного пара; использование различных жидких химических составов и полимерных реагентов для снижения плотности и поверхностного натяжения нефти; применение специальных газовых смесей для повышения выхода нефтяных фракций.
На четвертом этапе, то есть в перспективе, предполагается внедрить пока еще не достигшие коммерческой стадии микробиологические способы эксплуатации истощенных месторождений. Под землей планируется размножать искусственные культуры анаэробных бактерий и водорослей, способствующих консолидации рассеянной нефти в жидком виде или выделению горючих газов различного состава на основе метана.
Применяемые же в настоящее время вышеупомянутые "третичные" методы активизации отдачи истощенных пластов хотя и связаны с повышенными затратами, но уже позволяют получать до 14% добываемой на территории США нефти. Основная задача, поставленная в данной области Министерством энергетики, заключается в обеспечении доступности данных технологий для всех мелких и средних компаний при условии рентабельности внутренней добычи нефти и при рыночных ценах начиная с 20 долларов за баррель.
Наиболее перспективным с экономической точки зрения из указанных методов считается внутрипластовая закачка двуокиси углерода, которая стала использоваться в Техасе начиная с 1972 г., а в последующие годы распространилась на месторождения в штатах Луизиана, Миссисипи, Вайоминг, Оклахома, Колорадо, Юта, Монтана, Аляска и Пенсильвания. После 2000 г. с этой целью в США и Канаде стали применяться газообразные производственные отходы предприятий по газификации и переработке угля. Многие эксперты Министерства энергетики США полагают, что эта методика в перспективе могла бы с успехом использоваться для снижения негативных последствий "парникового эффекта" и предотвращения неблагоприятных климатических изменений.
Кроме указанных прикладных направлений научно-технических разработок различные подразделения управления минеральных энергетических ресурсов Министерства энергетики США координируют ряд перспективных энергетических исследований более фундаментального характера. Они направлены на решение трех основных перспективных задач повышения общего уровня национальной энергетической безопасности. К ним относятся: освоение новых видов энергоносителей; консервация и экономия уже имеющихся топливно-сырьевых ресурсов на территории страны; обеспечение надежности топливно-энергетического снабжения американской экономики в условиях постоянного роста импортной зависимости и угрозы международного терроризма.
Андрей КОРНЕЕВ, заместитель директора Центра международного бизнеса и регионального развития Академии народного хозяйства РФ