Российский морской регистр судоходства завершил ряд важных исследований по морским нефтегазопромысловым комплексам. Регистр провел ежегодное заседание Президиума Научно-технического совета, на котором были подведены итоги научно-исследовательской деятельности РС за прошедшие 5 лет. Главным результатом пятилетней работы Регистра станет публикация Правил классификации, постройки и оборудования плавучих нефтегазодобывающих комплексов, а также разработка правил для нового для индустрии типа сооружений – подводных добычных комплексов.
Как сообщили ИА REGNUM в организации, созданные Правила классификации, постройки и оборудования плавучих нефтегазодобывающих комплексов, включают требования по проектированию, строительству и эксплуатации морских плавучих сооружений для добычи, подготовки, хранения и отгрузки углеводородов. Требования основываются на международном опыте постройки и эксплуатации таких сооружений и на опыте РС в области классификации и технического наблюдения за постройкой судов, морских стационарных платформ, плавучих буровых установок. В правилах уделяется особое внимание хладостойкости применяемых конструкционных материалов и прочности конструкций при действии ледовых нагрузок, поскольку эксплуатация новых комплексов предполагается в районах с пониженными температурами.
Планы освоения арктических месторождений неизбежно связаны с необходимостью применения подводного технологического оборудования. "Будущая разработка перспективных углеводородных месторождений в зонах с длительным или постоянным наличием ледового покрова потребует внедрения подводных (подледных) технологий и соответствующего оборудования, включая системы промысловой обработки и отгрузки продукции, добытой с использованием таких технологий", – сказал в своем докладе генеральный директор Регистра и председатель Президиума Научно-технического совета Николай Решетов. Регистр провел исследование по обеспечению безопасности подводных добычных комплексов и систем отгрузки продукции в составе объектов обустройства морских месторождений. Результаты исследований будут внедрены в правила Российского морского регистра судостроения.
Для обеспечения бесперебойной круглогодичной перевозки сырья, добытого в Арктике, требуются большие и надежные суда. Наибольший интерес представляют самые высокотехнологичные суда: арктические крупнотоннажные танкеры и суда СПГ. Арктика – регион, предъявляющий повышенные требования к судам как с точки зрения безопасности навигации, так и с точки зрения защиты окружающей среды, считают эксперты. Это связано с экстремально низкими температурами, тяжелыми ледовыми условиями в сочетании с особой уязвимостью арктических экосистем. Для того, чтобы содействовать судостроителям и судовладельцам в обеспечении безопасности арктического флота, Регистр разработал дополнительный пакет требований к судам, эксплуатируемым при низких температурах. Требования касаются защиты судна от обледенения (ANTI-ICE, вступили в силу с 1 октября 2008 года) и оптимизации конструкций судна, его оборудования и систем для длительной эксплуатации при низких температурах (будут внедрены в 2009 году).
Продолжается разработка правил классификации арктических судов СПГ, являющихся сравнительно новым для российского судоходства типом судов. Принципиальная сложность при проектировании – ледовое усиление корпуса судна СПГ и взаимодействие элементов конструкции корпуса с системой грузовых емкостей, минимальные требования к пропульсивной мощности и прочность гребного винта. "Соблюдение требований к этим элементам конструкции станет залогом безопасности арктических судов СПГ, которые в будущем должны стать важным звеном в системе транспортировки СПГ", – подчеркнул Решетов.