4 ноября минуло 2 года с момента утверждения Закона Украины "О Государственной геологической службе Украины". Но с того дня и до сегодня геологическая служба в Украине так и не вышла на уровень Государственной. Председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы Юрий Самойленко в интервью Службе геологических новостей комментирует сложившуюся ситуацию.
Юрий Иванович! Для каждого геолога важным является повышение статуса Департамента геологии и использования недр. Можно ли геологам надеяться на вашу поддержку относительно решения этого наболевшего вопроса?
Я лично уже подписал несколько писем на имя руководителей правительства нашей страны, обращался я и к Леониду Даниловичу Кучме, лишь бы был сохранен статус Государственного комитета геологии.
К сожалению, непродуманные шаги в ходе административной реформы не дали возможности сохранить этот Государственный комитет. И это тогда, когда он набирал обороты, вступал в силу после принятия Закона "О Государственной геологической службе". А это было 4 ноября 1999 года. В том Законе были предусмотрены и контролирующие функции, и соответствующие функции, которые позволили бы наращивать производство, увеличивать поиск полезных ископаемых. Но Комитет не был сохранен. И вот эта основная проблема в геологической отрасли тормозит все ее развитие…
То есть Вы считаете, что создание Государственного комитета геологии и предоставление геологической службе действительно государственного статуса помогло бы развитию отрасли?
Оно бы не просто помогло, оно крайне необходимо! Возьмите хотя бы вклад геологической службы в экономику нашего государства. Мы знаем, что Украина имеет 5 процентов разведанных полезных ископаемых от общемирового количества. Это весомый показатель! А соответствующего государственного комитета, юридического лица, которое бы опекало эти запасы, развивало бы их в дальнейшем и контролировало, как они используются, нет.
Посмотрите на леса – у нас есть Государственный комитет лесного хозяйства? Есть. Но какой процент лесов имеет Украина в мировом масштабе? Мизерный. Возьмем водные ресурсы – Украина бедная на водные ресурсы страна, даже по сравнению с европейскими странами. Но мы имеем соответствующий Государственный комитет.
Я не хочу преуменьшить вес того, что делают водохозяйственники для экономики страны, – это предотвращения паводков в Закарпатье, подтоплений на Подолье и в Крыму, это обслуживание водохранилищ на Днепре, это оздоровление рек – вообще огромный вклад. Так же я не преуменьшаю роли лесной отрасли. Работники этой отрасли осуществляют мероприятия по сохранению лесов в Карпатах, предотвращению наступления пустыни на юге страны, сажают лесополосы, озеленяют наши города. Но если взять объемы работ, которые осуществляют лесо- и водохозяйственники, и то, что осуществляют геологи (а это разведка и пополнение минерально-сырьевой базы государства углем, газом, нефтью, глинами, гранитом, золотом – я могу пересчитать всю таблицу Менделеева!), и положить на весы, то увидим, что геологи делают намного больший вклад в экономику.
И поэтому, конечно, такой комитет – Государственный комитет геологии – должен быть. И чем скорее он возродится, начнет развиваться, тем скорее увеличатся поступления в доходную часть бюджета Украины. И государству надо поддерживать то, что перспективно для экономики! Перспективно и, кроме того, то, что уже есть, что уже разведано. Надо правильно использовать недра, правильно применять соответствующие рычаги руководства этими разведанными запасами. Дабы не утратить наработанного годами.
А какие законодательные акты, которые поспособствовали бы решению актуальных проблем в области геологии и природопользования, сейчас рассматриваются Верховной Радой?
Как я уже сказал, основной документ – это Закон "О Государственной геологической службе", который был утвержден 4 ноября 1999 года. Были и другие наработки, которые усиливали роль геологической области относительно контроля за использованием недр, наращивания объемов сырьевой области, разведки недр. Но с ликвидацией Государственного комитета такая законодательная деятельность была практически прекращена. Верховная Рада, наш Комитет реагируют на запросы народного хозяйства Украины, реагируют на потребности государства. А с ликвидацией Комитета геологии произошло, как говорил Сталин: "Есть личность – есть проблемы, нет личности – нет проблем". Точно так же с ликвидацией Комитета будто исчезли сами собой и проблемы геологической отрасли.
То есть сейчас на рассмотрении Верховной Рады нет никаких законодательных актов, которые касаются геологоразведки?
Да, серьезных наработок, которые разрешили бы двигаться в этом направлении, к сожалению, в комитетах Верховной Рады нет.
Благодарю Вас, Юрий Иванович, за интервью.
Яна МАГДА, Служба геологических новостей
30.11.2001