Национальная акционерная компания “Нафтогаз Украины” подвела итоги деятельности дочерних предприятий по геологоразведочным работам и приростам запасов нефти и газа за 2001 год. По этому случаю было проведено геолого-техническое совещание, в котором приняли участие члены правления НАК “Нафтогаз Украины”, представители Министерства экологии и природных ресурсов Украины и главные геологи нефтегазодобывающих предприятий компании, которые докладывали о результатах проведенных работ.
Чтобы узнать, насколько удачным был прошлый год по разведке недр предприятиями компании, мы взяли интервью у Богдана Крупского, члена правления НАК “Нафтогаз Украины”, который председательствовал на итоговом совещании.
Богдан Любомирович, какие результаты совещания?
Результаты этого совещания показывают, что
предприятия геологоразведочной службы нашей компании в 2001 году поработали успешно. Так, в прошлом году пробурили 183,4 тысячи метров поисково-разведочных скважин, что на 24,7 % больше, чем за 2000 год. Причем основная часть этого метража была пробурена на собственные средства – 164 тысячи метров – и совсем незначительная – 19,7 тысячи – на те небольшие средства государственного бюджета, которые нам государство выделило на проведение геологоразведочных работ на нефть и газ. То есть я хотел бы подчеркнуть, что компания “Нафтогаз Украины” и ее дочерние предприятия пекутся о развитии сырьевой базы нефтегазодобычи, и это естественно, ведь кто, кроме нас, будет разведывать месторождения и обеспечивать нам же под добычу базу, как не мы сами?
Прирост запасов нефти и газа вместе в прошлом году составил 18,65 млн. тонн условного топлива, а это на 5 % больше установленного нам задания. Опять же таки, основная часть этого прироста получена за счет работ, проведенных на собственные средства. На собственные средства мы прирастили практически в 3 раза больше запасов полезных ископаемых, чем за средства государственного бюджетного финансирования, которые получили наши предприятия. В принципе, 2001 год был годом наращивания объемов геологоразведочных работ и прироста запасов предприятиями нашей компании.
За период от начала и до средины 90-х годов объемы поисково-разведочного бурения предприятиями, которые сейчас входят в компанию, уменьшились с 120-125 тысяч метров в 1991-92 гг. до всего лишь 35 тысяч метров в 1996 году. А начиная с 1998 года, года создания НАК “Нафтогаз Украины”, наблюдается постепенное, но постоянное увеличение объемов поисково-разведочных работ предприятиями, которые входят в состав компании. Динамика объемов поисково-разведочных работ бурения с 1998 по 2001 год – это возрастание объемов бурения от 73,5 до 183 тысяч метров.
По-вашему, такая положительная тенденция относительно наращивания объемов поисково-разведочных работ предприятиями компании “Нафтогаз Украины” сохранится в 2002 году?
К сожалению, я не могу утверждать, что 2002 год будет успешным как для отрасли и геологоразведки в целом, так и для нашей компании в частности.
Чем это можно объяснить?
Дело в том, что государственный бюджет, принятый Верховной Радой на 2002 год, значительно увеличил налоговое давление на нефтегазодобывающие предприятия. На сегодня, если учесть, что весь газ собственной добычи идет на нужды населения, а население за газ платит совсем невысокую цену, установленную государством, и которая еле-еле покрывает себестоимость добычи, и если учесть налоговое давление, которое в нынешнем году бюджет для нас создал, то средств, полученных за газ собственной добычи, остается фактически только на то, чтобы уплатить налоги, выплатить зарплату работникам. То есть почти не остается прибыли. А прибыль – это единственный источник финансирования капитальных вложений, бурения геологоразведочных скважин, наращивания объемов геологоразведочных работ, наращивания минерально-сырьевой базы.
Мне кажется, возникает так называемый “замкнутый круг”, поскольку если на вашу компанию давить налогами, вы не сможете полностью выплачивать сбор на геологоразведочные работы, что является обязательным платежом в государственную казну. Это с одной стороны. С другой – если средства в специальный фонд государственного бюджета не поступают, то предприятия не получают полной мерой средства, которые государство должно выделить на проведение геологоразведочных работ. И все сначала – вы не полностью получаете средства из бюджета, не полностью проводите геологоразведочные работы, не получаете прибыль, а следовательно – не можете уплатить государственный сбор на геологоразведочные работы.
Отчисления на геологоразведочные работы являются одним из обязательных видов платежей, установленных законом. Действительно, эти платежи идут в бюджет и после этого они распределяются на выполнение геологоразведочных работ за бюджетный счет как предприятиями, которые принадлежат НАК “Нафтогаз Украины”, так и нашими предприятиями. И вы абсолютно правильно подметили. Потому что если, например, наше дочернее предприятие “Укргазвыдобування” не получает причитающихся ему средств за добытый им газ, оно не может уплатить эти отчисления на геологоразведочные работы, то есть бюджету не из чего финансировать проведение в Украине геологоразведочных работ. Это действительно замкнутый круг.
Какой вы видите выход из этой действительно сложной ситуации?
Выход тут, я думаю, только один. Это, во-первых, обеспечение реальной самоокупаемости предприятий отрасли, потому что нигде в мире нефтегазодобывающие предприятия не дотируются государством или они не в состоянии уплатить налоги. Во всем мире это отрасль, которая действительно может и сама себя содержать, и получать прибыль, и полностью платить налоги в государственную казну. Но эти налоги всюду имеют разумную грань. Мы определенный уровень налогов, такой, какой был в 2000 году, могли платить на протяжении многих лет, при этом наращивая объемы геологоразведочных работ, добычи нефти и газа. Если же нас один год “задавить”, чтобы мы все средства отдали на налоги и ничего не оставили на развитие, то это значит, что уже со следующего года начнется падение добычи и уменьшение тех же налогов.
Это похоже на историю о курице, которая несла золотые яйца, а ее зарезали. Надеюсь, с нашими отечественными предприятиями не случится так, как с этой курицей.
Спасибо, Богдан Любомирович, за содержательное интервью.
Яна МАГДА, Служба геологических новостей
29.01.2002