Глава Федерального агентства по энергетике (ФАЭ) Сергей Оганесян намерен вернуть к жизни почти забытые инвесторами соглашения о разделе продукции. Это – вынужденный шаг. СРП не сулят государству больших налоговых доходов, но без них нет возможности осваивать самые отдаленные и сложные российские месторождения. Главным государственным агентом по СРП всегда была компания "Роснефть". Недавно ее совет директоров возглавил заместитель главы администрации президента Игорь Сечин. А Оганесян, тоже по совместительству, является в "Роснефти" замом Сечина. Такая связка "автоматически" делает инициативу главы ФАЭ политически правильной и обреченной на успех. Интересно, что до последнего времени главным лоббистом против СРП был "ЮКОС".
Возрождать СРП российские власти намерены "не от хорошей жизни". С начала августа Россия живет в условиях "карательного" налогового режима. Существующая система экспортных пошлин полностью лишает нефтяные компании "премии" от высоких мировых цен на нефть. После пересечения отметки 25 долларов за баррель около 90% всех дополнительных доходов уходят в государственную казну. В результате, по расчетам инвестиционной компании UFG Deutsche Bank, при нынешних ценах на нефть Россия уже вошла в категорию стран с "высоким налогообложением на добычу полезных ископаемых", оставив позади Великобританию и побережье Мексиканского залива в США, но пропуская вперед Норвегию, страну, которая превратила нефть в источник национального процветания.
"Но нас не слишком волнуют мировые цены, – рассказывает "Известиям" информированный источник в одной из крупнейших российских нефтяных корпораций. – Мы все равно закладываем в ожидаемую рентабельность все те же "общепринятые" 20 долларов за баррель". Даже этот расчет гарантирует российским нефтяникам успех. По данным UFG Deutsche Bank, средняя себестоимость добычи, например, у "ЮКОСа" составляет около $1,5 за баррель против $5,20 у мирового лидера – корпорации ExxonMobil и $4,20 – у британско-нидерландской Shell.
"Российские компании обречены на поиск самых дешевых и быстроокупаемых месторождений"
Вроде бы складывается благоприятная ситуация – богатеют и нефтяные корпорации, и государство, которое быстрыми темпами наполняет резервный фонд и уже очень скоро получит право финансировать из него обычные бюджетные расходы. Но это кажущееся благоденствие. "В существующей налоговой системе, – рассказывает "нефтяной" источник "Известий", – российские компании обречены на поиск самых дешевых и быстроокупаемых месторождений". Компании вынуждены минимизировать свои издержки в условиях, когда им "не светят" дополнительные прибыли. За бортом корпоративных интересов, таким образом, остаются самые сложные и самые удаленные месторождения, которые требуют многомиллиардных инвестиций. "Вряд ли сейчас, когда цены пробили все мыслимые и немыслимые потолки, государство озаботится долгосрочными стратегическими интересами", – говорит источник "Известий".
Изменить ситуацию пытается Федеральное агентство по энергетике – исполнительное подразделение Минпромэнерго. По данным "Известий", глава ведомства Сергей Оганесян всерьез рассматривает возможность возродить идею СРП – соглашений о разделе продукции, предусматривающих особые правила налогообложения для отдельных проектов. Идея эта была чрезвычайно популярной в прошлом десятилетии, на ее принципах разрабатываются сахалинские месторождения, основные соглашения по которым были заключены в 1994 и 1995 гг. Но потом, по мнению Оганесяна, высказанному в интервью в специализированном журнале "Минтоп", механизм СРП "как-то задвинули".
"Правительственный нефтяник"
"Задвижкой" для СРП стали поправки в Налоговый кодекс, регламентирующие налогообложение при добыче полезных ископаемых. В результате, несмотря на то что формально в списке СРП сейчас 33 месторождения, реально действуют только три (два сахалинских и Харьягинское). Еще четыре ("Сахалин-3", Штокмановское, Приразломное, а также Каспийский шельф) получили право такого использования. И это, по мнению Оганесяна, неправильно. Поэтому глава Федерального агентства по энергетике намерен инициировать внесение изменений в Закон о соглашении о разделе продукции, фактически возродив его из пепла.
Сергей Оганесян, напомним, не только правительственный чиновник. Он еще и "правительственный нефтяник" – заместитель председателя совета директоров государственной нефтяной компании "Роснефть", которая активно участвует в СРП-проектах и не скрывает своих стратегических амбиций – "выйти на принципиально новый уровень развития, который позволит ей стать лидером топливно-энергетического комплекса России и встать в один ряд с ведущими энергетическими корпорациями мира".
"Посмотрите на Сахалин"
В мире "большой нефти" идею СРП, безусловно, поддерживают. "Если государство хочет серьезно развивать новые месторождения, оно объективно будет вынуждено вернуться к идее СРП", – говорит аналитик московского офиса консалтинговой компании CERA Филипп Воробьев. CERA всегда поддерживала идею СРП. Но еще в конце прошлого года в интервью газете "Известия" один из руководителей компании Дэниел Ергин с досадой махнул рукой: "Это пройденный этап". Как выясняется, этап оказался "найденным". "Поймите, объемы инвестиций и риски разработки, скажем, Штокмановского месторождения настолько велики, что на обычных условиях инвесторы сюда просто не пойдут", – заверяют нас аналитики. Но в краткосрочной перспективе это означает неизбежную уступку фискальным интересам России. "СРП-проекты провалились потому, что государство просто не получило тех прибылей, на которые рассчитывало, – говорит "нефтяной" источник "Известий", – но если вы приедете и посмотрите на Сахалин, то сможете легко убедиться, что эта идея хорошо работает".
Пока неясно, какой может быть реакция на первые "пробные шары" Минпромэнерго со стороны главного хранителя фискальных интересов России – Министерства финансов. Но учитывая, что пост председателя совета директоров "Роснефти" занимает заместитель руководителя администрации президента РФ Игорь Сечин (Оганесян в "Роснефти" является его заместителем), противостоять "долгосрочным инвестиционным" интересам России и "Роснефти" будет очень сложно.