Парламент занялся добычей

На прошедшей неделе Верховная Рада проявила внимание к проблемам отечественной горнодобычи. В частности, был принят закон о введении в Украине единой лицензии на разведку и добычу нефти и газа, а также приняты в первом чтении дополнения к закону о совместном разделе продукции. Кроме того, парламент отстоял перед Президентом свой вариант закона о ренте.


Нефть В соответствии с недавним размежеванием функций бывшего Минэкоресурсов с полномочиями Госкомнедропользования и Госкомитета по охране природных ресурсов принятый закон о введении единой лицензии изменил порядок проведения конкурса на разведку и добычу нефти и газа. Отныне его будет проводить комиссия при уполномоченном органе исполнительной власти по геологическому изучению и обеспечению рационального использования недр. Закон также установил разные сроки действия спецразрешения на пользование недрами в зависимости от расположения месторождения — на суше или на морском шельфе.

Кроме введения единой лицензии, на прошедшей неделе ВР приняла в первом чтении закон о внесении изменений и дополнений к Закону «О договорах о разделе продукции». Поправки к базовому документу устранили ряд главных противоречий, из-за которых инвесторы не имели возможности передачи части добытых полезных ископаемых в собственность государства вместо уплаты налогов. Кроме того, законопроект предлагает изменить порядок оценки стоимости части продукции, передаваемой инвестором в оплату налогов, а также четко определяет меру ответственности сторон договора при реализации сырья, чего нет в базовом законе.

Наряду с вышеуказанными либеральными предложениями ВР в сфере законодательного обеспечения украинской горнодобычи в конце прошлой недели Верховную Раду постигла еще одна удача — Президент подписал ранее ветированную им парламентскую редакцию закона о рентных платежах за нефть, природный газ и газовый конденсат. Важность подписания этого закона определялась двумя противоположными подходами исполнительной и законодательной власти к принципам начисления ренты. В частности, правительство Виктора Януковича весной прошлого года внесло в ВР законопроект, которым предлагалось простое и общее для всех повышение рентных платежей: на добытый газ — 6% (с 28,9 грн. до 30,6 грн. за 1 тыс. куб. м), на нефть — в 4 раза (до 208,08 грн. за т), на газовый конденсат — в размере 208,08 грн. за т (ранее за его добычу рента не платилась). Парламент же вместо предложенной Кабмином жесткой шкалы в последней редакции закона установил дифференцированный принцип начисления ренты. Согласно этому принципу размер рентных платежей зависит от инфляции, ставки налога на прибыль, условий добычи и дифференциации цены добытого сырья и базовой. Базовая цена нефти в подписанном Леонидом Кучмой законе снижена с 650 грн. до 600 грн. за т, газа — увеличена с 250 грн. до 275 грн. за 1 тыс. куб. м, цена газового конденсата установлена на уровне 760 грн. за т.

Поддержка главой государства парламентского варианта закона о ренте заставляет констатировать, что народным депутатам, связанным с украинской нефтегазовой отраслью, удалось добиться очевидного успеха. Чего нельзя сказать о двух других парламентских инициативах — закон о введении единой лицензии еще должен быть подписан Президентом. Что касается окончательного принятия законодательных мер по либерализации режима соглашений о разделе продукции, то оно, по всей видимости, упирается в проблему утверждения Верховной Радой нового главы профильного комитета. За эту должность сегодня сражаются, с одной стороны, представители оппозиции, с другой — представители СДПУ(о), заинтересованные в скорейшем и активном увеличении украинской морской нефтегазодобычи.