Краматорску угрожают геологические катаклизмы
В краматорском микрорайоне Старый город на проезжей части улицы Луначарского (привокзальная площадь) внезапно возник нешуточный провал грунта. Прибывшие на место происшествия специалисты "Укргеодинамики" назвали провал оползнем.
Знатоки подземных процессов пояснили, что рядом с железнодорожным вокзалом находится карстовая воронка, т.е. подземное озеро глубиной около 18 метров. Надо сказать, что над этой воронкой постоянно движется автотранспорт и идет людской поток. Что может произойти в любую минуту – догадаться несложно.
Едва обозначился провал, из которого выглядывал канализационный коллектор (на снимке), коммунальщики попытались было сами устранить неполадку. Однако, заметив, что коллектор отчего-то отошел в сторону, остановились. Лишь позже стало ясно, что для продолжения работ нужно понизить уровень подпочвенных вод, укрепить фундамент дома N1 по Луначарского и проложить коммуникации в обход злополучного места.
Мало того, геологическая обстановка в городе осложняется ежегодно повышающимся уровнем грунтовых вод: влага бесшумно разрушает жилье, подтапливая фундаменты многоэтажек и их подвалы. Обитатели злополучного дома N1 уже давно заметили усадку здания и не раз просили руководство жэка обследовать его. Причины были весомые: в квартирах перекашивались двери, на фасаде появились трещины. На верхних этажах и сегодня лопаются стекла.
Примечательно, что в числе причин подтопления старой части города специалисты горуправления по ЧС и ГЗН называют и загрязнения русел рек. Однако, где на это наберешься денег: ведь только лишь на расчистку от мусора небольшой речки Маячки понадобится не менее девяти миллионов гривен.
Шутка ли, но на сегодня в зоне подтопления, общая площадь которой достигает не менее 1709 гектаров, уже находятся такие предприятия и поселки, как металлургический завод им. Куйбышева, Старокраматорский и Новокраматорский машзаводы, ОАО "Энергомашспецсталь", цементно-шиферный комбинат "Пушка", район железнодорожного вокзала, поселки Новоселовка, Партизанский, Прокатчиков, Софиевка, Старопочтовый и Шабельковка. Кое-где грунтовые воды выходят на поверхность, обостряя эпидемиологическую обстановку. Нетрудно догадаться, что водоносные горизонты под заводами загрязнены цианидами, фенолами и прочими тяжелыми металлами.
Справедливости ради надо сказать, что город в свое время озаботился проблемой подтоплений: еще в 1995 году харьковский "Водоканалпроект" разработал, а власти предприняли ряд существенных мер по инженерной защите старой части города. А НКМЗ и КМЗ им. Куйбышева едва ли не ежедневно отслеживают уровень подземных вод.
Но это подтопления… Признаки надвигающейся беды – оползней – в городе отметили лишь в октябре 1997 года. Из-за оползня с общей площадью в 40 гектаров тогда были разрушены жилые дома на нескольких улицах. В течение двух лет специалисты изучали ситуацию и на соседних улицах Артема и Воровского. Там они вовремя и заметили новый оползень на площади в 12 га.
К сожалению, оползневые процессы, очевидно, будут продолжаться. По данным специалистов, карсты расположены в южной части города. Их заметили еще в 30-е годы: на левом берегу реки Бычок тогда разрабатывалось месторождение доломитов и гипсов. Карстовые воронки уже отмечались на улице Саратовской и в переулке Эмалевом. Более того, в этом переулке в 1994 году случился провал глубиной более 15 метров. В него тогда случайно угодила и погибла пожилая женщина.