Прекращение работы «Саратовнефтегаза» может дестабилизировать социальную обстановку в регионе
«Вор должен сидеть в тюрьме!» – говаривал известный персонаж фильма «Место встречи изменить нельзя» Глеб Жеглов. И был абсолютно прав. Сидеть вор должен, вот только порой трудно бывает разобраться, кто же на самом деле преступник, а кто пострадал из-за нерадивости и халатности других.
Именно такая ситуация сложилась в Саратове, где нефтедобывающее предприятие «Саратовнефтегаз» из передовиков производства вдруг стало нарушителем.
Долгое время «Саратовнефтегаз» был в списке крупных и наиболее успешных предприятий области: компания демонстрировала позитивные результаты деятельности, рост добычи нефти, пополняла бюджет региона, реализовывала социальные программы. И вдруг – скандал.
Интерес правоохранительных органов вызвали 4 месторождения компании, где добыча нефти велась без лицензии. «Саратовнефтегаз» данный факт не отрицает, но заявляет о том, что приложил максимум усилий для того, чтобы ситуацию разрешить. Правда, переломить нежелание чиновников решать вопрос так и не смог.
«Саратовнефтегаз», как уже писали газеты, десятки раз обращался к прежнему руководству Министерства природных ресурсов с просьбой решить вопрос с лицензиями, но ответа так и не получил. Основной причиной отсутствия как положительного, так и отрицательного ответа по вопросу выдачи лицензии является несовершенство существующего законодательства о недрах. Дело в том, что закон позволяет предприятиям проводить геологоразведку за счет средств ВМСБ (налог на воспроизводство материально-сырьевой базы) с последующей компенсацией этих средств госбюджету. В то же время в существующей законодательной базе механизм такой компенсации не прописан. А у прежнего руководства МПР не нашлось времени и сил, чтобы решить эту правовую коллизию. Кроме того, в Саратовской области и не припомнят, чтобы за последние три года здесь проводились соответствующие аукционы или конкурсы.
Все это время компания работала в пределах месторождений на основании временных разрешений. Саратовские нефтяники надеялись, что временное разрешение позволит им не консервировать скважины, не снижать объемы добычи и все же решить со временем вопрос с постоянной лицензией.
И вот теперь гендиректор предприятия Станислав Тюрев, как пишет деловая пресса, обвиняется в незаконном предпринимательстве, превышении должностных полномочий и нарушении правил пользования недрами.
Конечно, правоохранительным органам виднее. Однако возникают сомнения в том, что столь грамотный и профессиональный управленец, специалист в своем деле, вдруг сознательно кинулся нарушать закон направо и налево.
Послужной список Тюрева, без сомнения, можно назвать блестящим. Закончил экономический факультет Удмуртского государственного университета. Позднее получил специальность менеджера высшей категории в Академии народного хозяйства при правительстве РФ. По итогам 2002 года вошел в тысячу самых профессиональных менеджеров России по результатам рейтинга Ассоциации менеджеров России и издательского дома «Коммерсант».
Свою трудовую биографию начал в производственном объединении «Удмуртнефть». В 2001 году Станиславу Тюреву как человеку с большими организаторскими способностями предложили возглавить институт «УдмуртНИПИнефть», который на протяжении многих лет являлся научной базой «Удмуртнефти». Под его руководством в кратчайшие сроки была произведена масштабная программа технической модернизации, позволившая уже к концу 2001 года резко увеличить производительность труда в области геологического и гидродинамического моделирования объектов разработки. Специалисты проектной части избавились от допотопных кульманов и пересели за компьютеры, оснащенные современным программным обеспечением, позволяющим осуществлять автоматизированное проектирование объектов обустройства и других наземных сооружений. Были созданы первые трехмерные модели месторождений, позволившие совершенно на новом уровне управлять их разработкой. Сегодня создано уже более десяти различных моделей (полномасштабных и секторных) по месторождениям акционерных обществ «Удмуртнефть», «Варьеганнефтегаз», «Новосибирскнефтегаз».
Потенциал Тюрева как грамотного руководителя, способного реализовывать масштабные проекты, не остался незамеченным: его перевели на более ответственную работу – генеральным директором «Саратовнефтегаза». Эта должность потребовала от него организовать всю работу предприятия практически с нуля, сломав всю старую систему управления предприятием. Кроме того, из Ижевского НТЦ в Саратов были направлены лучшие экономисты и геологи, которые и сегодня продолжают там работу.
И вот теперь «Саратовнефтегаз» вместе со своим руководителем находится в весьма трудном положении. Компания является исправным плательщиком всех налогов с добываемого на проблемных месторождениях сырья. Эксплуатация месторождений позволила «Саратовнефтегазу» создать значительное для районов области количество высокооплачиваемых рабочих мест, что оказывает благоприятное влияние на социальную обстановку в регионе в целом. В настоящее время в Саратовской области осуществляется программа по решению актуальных вопросов районов присутствия, реализация которой в определенной степени может зависеть от уровня добычи нефти компанией.
Но если «Саратовнефтегаз» прекратит добычу углеводородного сырья на проблемных месторождениях, то прекратятся поставки газа на предприятия «Саратовэнерго». В зимний период такие перебои с топливом способны были повлечь за собой срыв отопительного сезона, то есть привести к существенной дестабилизации социальной обстановки.
Кстати, стоит отметить, что, по сообщениям прессы, новое руководство МПР уже приняло решение распределить лицензии по указанным четырем месторождениям на условиях аукциона, который планируется провести летом этого года.
Несмотря на сложную ситуацию, в «Саратовнефтегазе» надеются на лучшее и заявляют о своих намерениях принять участие в конкурсе, рассчитывая в случае победы продолжить эксплуатацию месторождений.