Переживая последний топливный кризис, правительство не вспомнило о создании единой государственной вертикально-интегрированной нефтяной компании. А ведь раньше Кабмин именно с ВИНК связывал стабильность рынка бензина.
В мае-июне Кабмин в борьбе за снижение цен на бензин принял три постановления, в которые вошли самые нестандартные идеи. Тот факт, что ни в одном из этих документов не упомянута «старая добрая» государственная вертикально-интегрированная компания, возможно, следует считать приговором этому проекту. Бизнес-амбиции нынешнего руководства правительства не связаны с нефтерынком, а промышленно-финансовые группы, интересы которых замыкаются на госсекторе этой отрасли, не готовы работать вместе. Теперь, когда Кабмин более чем откровенно продемонстрировал свою позицию, стало понятно, что на базе государственных нефтяных активов активизируется создание сразу трех независимых друг от друга украинских ВИНК: Укрнафта-Приват, Нефтегаз и Инфокс-Надра Украины.
Укрнафта-Приват
С приходом на пост премьер-министра Виктора Януковича на неопределенное время был отложен конкурс по продаже контрольного пакета акций Укрнефти, принадлежащего государству. Это стало огромным разочарованием для группы Приват, которая до смены правительства была близка к покупке компании. Тем не менее влияние на Укрнефть было сохранено. Номинальным держателем 42% ее акций является ПриватБанк, что дает днепропетровцам возможность иметь в компании свою команду менеджеров. Также Приват близок к Надвирнянскому нефтеперерабатывающему заводу и НПК «Галичина» (в обоих предприятиях государство имеет блокирующий пакет акций). Если же учесть, что группа имеет еще около 400 АЗС, ее амбиции по созданию собственной ВИНК выглядят вполне обоснованными.
Главной проблемой для вертикальной интеграции нефтяных активов Привата до последнего времени было постановление Кабмина, которое обязывало продавать нефть, добываемую в Украине, исключительно на аукционе. Это ограничивало возможность группы направлять сырье в нужные руки по нужной цене. Но по итогам майско-июньского кризиса аукционы признаны нецелесообразными, поскольку направлены на повышение цен. Так что теперь украинская нефть будет распределяться в более закрытом режиме.
Нефтегаз
Одновременно с Укрнефтью собственную сеть АЗС активно строит и еще одна государственная компания — Нефтегаз. Председатель ее правления Юрий Бойко считает, что именно НАК должна стать агентом правительства на рынке бензина, поскольку не на 51%, а на 100% принадлежит государству.
По некоторым данным, в планах компании к концу 2004 года расширить сеть АЗС до 400. В целом на розничном рынке НАК «Нефтегаз Украины» планирует занять около 10-12%, реализуя ежегодно до 300 тыс. т высокооктановых бензинов. Перерабатывающие мощности, на которых строит свои планы НАК, сводятся к Шебелинскому ГПЗ. Сейчас это предприятие является единственным в отрасли, нагруженным на 100%. При этом, благодаря могучему хозяину, заводу удалось закупить самое современное в стране перерабатывающее оборудование американской фирмы 1UР. Особенностью этого оборудования является способность производить экологически чистый высокооктановый бензин без применения добавок и присадок, содержащих свинец.
Главным слабым местом этой ВИНК является явная нелогичность работы НАКа на этом рынке без плотной координации с Укрнефтью и другими нефтяными активами государства. Это не дает возможность говорить об этом проекте как о долгосрочном. Впрочем, не исключено, что он и не создавался с прицелом на отдаленные периоды. Возможно, речь идет лишь о еще одной схеме использования товарных и финансовых потоков НАКа в политических целях.
Надра Украины-Инфокс
О третьей крупнейшей ВИНК на базе государственных нефтяных активов пока можно говорить лишь в проекте. Озвучил его председатель Госкомитета по природным ресурсам Николай Злочевский. Он заявил о намерении превратить государственную НАК «Надра Украины» в добывающую. Изначально компания была создана на базе предприятий, специализирующихся на геолого-разведовательных работах. Не исключено, что новые украинские нефтяные месторождения больше не будут автоматически передаваться для освоения Укрнефти. Злочевский заявил, что уже в ближайшее время будет закуплено оборудование, позволяющее Надрам уже в 2004 году самостоятельно добывать 50 тыс т нефти, а в 2005-м удвоить этот показатель. Для сравнения, в 2003 году Укрнефть добыла 180 тыс. т нефти.
Стоит отметить, что сам Злочевский до прихода в правительство был одним из совладельцев компании Инфокс, с которой и поныне сохраняет теплые отношения. В долгосрочной аренде у Инфокса находится одна из перерабатывающих установок на Кременчугском НПЗ, а в собственности — приблизительно 200 АЗС. До последнего времени, единственное, чего не хватало компании для создания ВИНК, так это добывающих мощностей. Не исключено, что именно Надра Украины заполнят этот пробел уже в ближайшее время.
Незавидная доля ВИНК
Идея создания государственной ВИНК впервые прозвучала еще в 1999 году, когда все нефтеперерабатывающие заводы страны были государственными. Проект спровоцировал российские нефтяные компании на лоббирование приватизации украинских НПЗ. Ощутимым ударом по идее государственной ВИНК стала и частичная приватизация монополиста по добыче нефти — Укрнефти. Постепенно правительство потеряло реальный контроль над этой компанией, хотя формально остается владельцем 51% акций. С тех пор украинское правительство делало попытки объединить разрозненные нефтяные активы государства, но каждый раз находились влиятельные промышленно-финансовые группы, блокирующие процесс.