Есть в музее шахты "Трудовская", имеющем статус народного, раздел: "Вернем былую славу "Трудовской". И в самом деле, в известное всем время шахтерских забастовок, глубокого кризиса отрасли добыча на шахте была снижена до 200-250 тонн в сутки. С нее на другие угольные предприятия уходили бригадами. А ведь "Трудовская" – это та шахта, где в свое время устанавливались мировые рекорды добычи, проводились школы передового опыта и т.д.
– Такой раздел, – замечает зав. музеем М.Я.Емельянова, – предложили сами горняки, когда после прихода на шахту в должности главного инженера Виктора Алексеевича Шевцова (который затем, в январе 1996 года, стал директором "Трудовской") они увидели, что шахта наращивает добычу и что, как говорится, далеко не все потеряно.
Уточним и такую весьма существенную деталь. Судьбоносное, можно сказать, решение в отношении на то время переживающей кризис "Трудовской" было принято директором шахтоуправления "Донбасс" Ю.И.Барановым – ныне Героем Украины. Не секрет, что ученики Юрия Ивановича успешно трудятся на многих шахтах Донбасса. Вот и тогда он в очередной раз пожертвовал своими кадрами и по согласованию с руководством "Донецкугля" командировал на "Трудовскую" в должности главного инженера В.А.Шевцова и ее директора А.И.Хохотву, возглавившего затем "Донецкуголь", а ныне являющегося начальником угольного департамента Минтопэнерго.
Став у руля шахты, В.А.Шевцов предложил тогда программу ее работы на четыре года, основной задачей которой было прекращение падения производства и техническое перевооружение предприятия. И уже через пару лет "Трудовская" втрое увеличила добычу, что и позволило горнякам известной шахты поверить в свои силы и, разумеется, в своего руководителя.
– На сегодня, – говорит заместитель директора по экономике Владимир Константинович Кузмич, – только оперативный план на месяц для шахты по добыче в пределах ста тысяч тонн. Всего у нас два забоя, предусматривается введение в перспективе и третьего, после чего "Трудовская" однозначно возьмет миллионный рубеж. Кстати, на "Трудовской" работает единственный в отрасли комплексный участок N2. То есть он состоит как из тех, кто непосредственно занят добычей угля, так и из тех, кто нарезает лавы – проходчиков.
Уточним: ежесуточно участком выдается на-гора 1800-1900 тонн угля.
– Используем механизированную крепь Дружковского машзавода, угольный комбайн горловских машиностроителей, – рассказывает начальник участка Владимир Алексеевич Расторгуев. – Раньше нам такого комбайна хватало всего на полгода. Затем – на год, а сейчас, с ремонтом, его хватает на целое поле, что, безусловно, говорит об увеличении ресурса такой техники. В месяц в среднем выдаем на-гора до 50 тысяч тонн угля. Однако зарплату в сумме 1350 гривен пока высокой назвать нельзя. Не случайно сейчас на предприятии со стороны его руководства принимаются необходимые меры, чтобы уже в ближайшее время увеличить тарифные ставки. Вместе с тем, стабильность в выплате зарплаты на "Трудовской" положительно сказалась на увеличении числа желающих на ней трудиться. В итоге и участок N2 в целом помолодел лет на пять. Ежемесячно изъявляют желание работать на нем до десяти человек. Разумеется, берут не всех…
– На участке, – продолжает Владимир Алексеевич, – всего трудится 540 человек. Сами готовим лаву, сами ее и отрабатываем. Одно из преимуществ комплексного участка, пожалуй, в том, что в любое время из проходки можно переместить людей на добычу, и наоборот.
Кстати, как сказали мне на участке, двухтысячный суточный рубеж для него не предел, и при должном обеспечении необходимыми метизами, лесом и т.д. горняки могут еще прирастить тонн 500.
– Я работал на участке еще когда его начальником являлся Иван Иванович Стрельченко, – говорит звеньевой В.Я.Котыга. – Тогда тоже была добыча на таком уровне. Правда, людей работало больше. Техника сегодня у нас лучше, производительнее.
На сегодня горняки шахты не имеют долгов по заработной плате. И это при том, что добывают они отнюдь не коксующийся, а энергетический уголь. И на многих энергетических шахтах региона хорошо помнят то не слишком уж и далекое время, когда за потребленную электроэнергию вовремя не рассчитывались. В результате и горнякам за отгруженный уголь на тепловые электростанции средств не поступало. Не платили тогда за уголь, отгруженный и на бытовые нужды: школам, больницам и другим бюджетным учреждениям. В общем, уголь грузили, но зарплату полностью горняки не получали. В лучшем случае – всего 50 процентов от начисленной суммы им тогда выдавали в кассе. И, тем не менее, на "Трудовской" долгов по зарплате не имеют. А если сказать точнее, и в то непростое время ее руководство делало все возможное, чтобы горняк получил положенное.
– Тогда мы смогли получить заказ Запорожского алюминиевого завода на поставку туда своих углей, – рассказывал зам. директора по экономике предприятия Владимир Константинович Кузмич. – Конечно, заводом ставились перед нами жесткие требования по его качеству, и мы, имея свою обогатительную фабрику, с поставленной задачей справлялись и в итоге частично зарабатывали на зарплату. Нам также удалось востребовать положенные средства за отгруженный уголь с "Донбассэнерго" в сумме 17 миллионов гривен. Часть забрали деньгами, часть – зачетами и т.д. Но в итоге уже в 2001 году мы рассчитались с долгами по зарплате и даже погасили задолженность по регрессам. И вообще, свою экономику мы вели таким образом, чтобы расходная часть не превышала доходную. И первые средства, которые получали от энергетиков, направляли на выплату зарплаты.
Запомнилась и беседа с заместителем председателя профсоюзного комитета шахты Александром Ефимовичем Головановым.
– Благодаря Шевцову, – говорил он – шахта поднялась. Директор дорожит каждой копейкой. Он – настоящий хозяин.
Во многих нарядных я не мог не заметить растиражированного обращения Шевцова к горнякам о необходимости предотвращения на шахте всех несчастных случаев. Это – как бы один штрих из общей политики руководства шахты в области охраны труда, четко сориентированной на организации безопасной работы.
– Вот смотрите, – прокомментировала одну из диаграмм М.Я.Емельянова (как оказалось, кроме музея, она еще и хозяйка шахтного учебного пункта), – что на деле дало выполнение шахтной программы по созданию безопасных рабочих мест. Если, скажем, в марте 2000 года на шахте было отмечено 29 несчастных случаев, то уже в 2003 году – всего три.
Вхождение "Трудовской" в ГП "Донецкуголь" и присоединение к ней шахты "Куйбышевская" увенчалось созданием шахтоуправления "Трудовское". Чего греха таить, тогда не всеми горняками "Трудовской" такое объединение приветствовалось. Мол, придется делиться ресурсами с отстающей шахтой. Но после совершившегося факта и однозначного призыва Шевцова работать и наращивать добычу, разговоры прекратились, а сама "Куйбышевская", похоже, как бы приобрела второе дыхание. Сегодня добыча на этой шахте сосредоточена в одном забое, а в целом по двум предприятиям было сокращено до сорока управленцев.
– Но мы готовы, – говорит директор теперь уже шахтоуправления "Трудовское" Виктор Алексеевич Шевцов, – к тому, чтобы в одночасье обеспечить работой как минимум 500 горняков. Понимаем, чтобы люди к нам пошли, необходимо поднять уровень заработной платы, и над этим вопросом мы сейчас работаем.
На недавней встрече с журналистами Виктор Алексеевич напомнил, что "Трудовская", без преувеличения, является самой перспективной шахтой региона с запасами как минимум на сто лет работы при ежемесячной добыче более миллиона тонн. Мощности угольных пластов предприятия при применении современных технологий выемки добычи позволяют с одной лавы выдавать на-гора три и более тысяч тонн угля. Но, безусловно, шахте надо помочь, вложить в нее средства, которые в обязательном порядке окупятся. Кстати, уголь "Трудовской" – ликвидный, газовой группы и именно его пока не хватает в полном объеме генерирующим предприятиям, которые такой уголь завозят, в среднем до десяти процентов, из России.
И еще об одном. Известно, коллектив "Трудовской" заполитизированным никогда не был. Вместе с тем во время принятия для страны судьбоносных решений слово горняков всегда имело особый вес. Кстати, не секрет, что многие горняки сегодня высказываются в пользу нынешнего премьер-министра как кандитата в президенты Украины.