С 1 июля предприятие Latvijas gaze провело очередной этап повышения тарифов, чуть позже появилась информация о том, что Россия рассматривает возможность повысить цены на природный газ для стран Балтии.
А ведь газ для Латвии – стратегическое топливо. Разумеется, и крупных, и мелких потребителей волнует, сколько же будет стоить «голубое золото». О перспективах газового рынка, объективных условиях формирования тарифной политики и планах LG рассказывает президент компании Адриан Давис.
– Для того чтобы говорить о принципах ценообразования и тарифах на газ, надо понять, какова же ситуация с этим сырьем на мировом рынке. Приходится констатировать, что глобальные тенденции в этой области не слишком радужны. Возможности разведанных месторождений газа далеко не безграничны. Более того, ученые уже подсчитали, когда же будут исчерпаны известные на сегодня ресурсы, и это не такой уж далекий срок.
Между тем уже к 2020 году, по данным экспертов ЕС, потребление газа удвоится, и уже сейчас и потребителям, и поставщикам впору думать о том, как обеспечить себя этим природным ресурсом. Динамика развития рынка Балтии в этом смысле ничем не отличается, в балтийских странах потребление газа также неуклонно растет, и уже к 2015 году в Латвии его объем может составить 2,6 млрд. кубометров, в Литве – около 6-7 миллиардов, в Эстонии – 1,5 миллиарда. Учитывая сложившуюся ситуацию, все страны – крупные экспортеры вкладывают значительные средства в изучение и разработку новых месторождений, исследование возможностей транспортных систем с тем, чтобы своевременно обеспечить стремительно растущий спрос.
Освоение новых залежей природного газа, уходящих все дальше и дальше на Север, в труднодоступные зоны, в сложных природных условиях (например, на шельфе океана) – все это требует очень серьезных затрат. Поэтому те процессы, которые наблюдаются на рынке в последние пару лет, когда цена на нефть неуклонно растет, вызваны совершенно объективными причинами. И мы должны признать: не стоит ждать, что что-то в этом смысле изменится. Газовики вынуждены считаться с имеющимися реалиями. Поэтому прогноз на ближайшее будущее следующий: цены на газ не упадут и будут иметь тенденцию к росту.
Нам еще повезло
Поэтому Latvijas gвze только пытается привести ситуацию в соответствие с общеевропейскими условиями. Ведь Латвия по сравнению с другими европейскими странами все это время находилась в более чем выгодных условиях. В Италии и Германии, например, тарифы для промышленных предприятий и предприятий, производящих тепловую энергию, выше в 1,5-2 раза, а для населения эта разница еще заметнее: жители Латвии платят за газ порой в три раза меньше, чем многие европейцы.
Тому есть разные причины: и различные ограничения (государственное регулирование тарифов), и географическая близость к поставщику, и наличие единой системы газоснабжения на территории экс-СССР. Более того, расценки на природный газ, которые определял для нас основной поставщик местного рынка – российская компания «Газпром», всегда были очень щадящими. Представители российского акционера всегда подчеркивали, что Латвия, в том числе и благодаря своему стратегическому ресурсу – Инчукалнскому подземному газовому хранилищу, находилась в особом положении. (Об этом говорили не так давно в интервью «Деловому» и заместитель председателя правления Latvijas gвze Александр Михеев, и заместитель председателя правления ОАО «Газпром» Александр Рязанов – на брифинге в Москве, рассказывая о возможности повышения цен на поставки газа в страны Балтии и отметив, что Россия очень заинтересована в балтийском рынке. – Н. С. )
Однако вступление Латвии в Евросоюз – объективная реальность, с которой надо считаться, а значит, готовиться жить в общих для всей Европы условиях. Хотя, подчеркнем, действующая схема повышения тарифов постепенная и не предусматривает резких скачков.
И давайте учтем хотя бы такой момент: газ мы получаем из России, из Западной Сибири, за три с половиной тысячи километров, процесс его добычи, транспортировки и хранения очень сложен, в то время как, например, воду мы получаем на месте. А сравните-ка стоимость холодной воды, за которую вы платите коммунальным службам, и газа. А ведь компания должна развиваться, вкладывать средства в модернизацию, работать на будущее, на перспективу. Ведь и она заинтересована в благополучии потребителя, выбирающего именно этот вид топлива.
Чем обернется либерализация?
– Очень часто, говоря о выравнивании цен с европейскими, упоминают как одно из условий жизни в ЕС и либерализацию рынков – в том числе и газового. При этом подчеркивается, что конкуренция, как правило, благотворно сказывается на ценовой политике. Каково мнение LG на этот счет?
– Вообще-то мнения о либерализации рынка есть разные. Одно из них: чем больше игроков на рынке, тем ниже цены. Но газовый рынок – это не торговля картошкой, это очень сложные технологии и масса разных нюансов. Поэтому в чистом виде этот принцип вряд ли применим в данной ситуации. Здесь нужны более серьезные расчеты. Ведь мы полностью несем ответственность за действующую систему, но как только начнется деление или реструктуризация, это сразу повлечет за собой дополнительные расходы, и еще неизвестно, во сколько может обойтись такая затея.
– Однако, как показывает разбирательство с Liepвjas siltums, даже при угрозе отключения газа у некоторых потребителей возникают проблемы с оплатой счетов.
– Этот конфликт давний, а сумма долга действительно очень велика (740 тысяч латов). Конечно, в таких условиях мы должны принимать меры, ведь мы оплачиваем свои счета регулярно. На самом деле проблему надо было решать уже давно, а не ждать чудес, ведь техническое и финансовое состояние предприятия всем было известно. Однако хочу отметить, что за последние годы в целом по Латвии дисциплина платежей существенно повысилась. А в отдельных случаях, когда есть четкие гарантии проплаты, мы даже готовы пойти навстречу, хотя в принципе все получают у нас газ на общих основаниях.
Плюс газификация всей страны!
– Каковы основные планы на ближайшее будущее?
– Сейчас специально для LGроссийский институт «Гипроспецгаз» заканчивает подготовку проекта «Прогноз развития систем магистральных трубопроводов Латвии с учетом расширения Инчукалнского ПГХ, оптимизация потоков газа на территории Латвии и развитие услуг по поставкам газа в Эстонию, Литву, Финляндию и на запад России». Конечно, значительное место в нем занимает комплексная модернизация и развитие Инчукалнса, изучаются возможности увеличения мощности хранилища до 6,2-6,5 млрд. куб. м. Ну и, конечно, перспективное развитие – в год мы прокладываем около 200 км городских магистралей, в будущем году собираемся заняться Резекне, продолжаем газифицировать Юрмалу, а на очереди – Смилтене. Одним словом, нам есть куда расти!