Клад из подземелья

Горнорабочий шахты "Княгининская" коллекционирует окаменевшую флору и фауну края

Житель Красного Луча Сергей Гризодуб спустился в шахту пятнадцать лет тому назад. Там он и нашел уникальные шедевры, созданные природой. Его коллекция, собранная с помощью геологического молотка, заняла 36 ящиков из-под печенья. На днях двадцать из них он передал отделу природы Луганского областного краеведческого музея.

ТВОРЕНИЯ ПОДЗЕМНОГО ХУДОЖНИКА

Удивительные картинки доставлены из шахтного забоя глубиной свыше 600 м. На них просматриваются папоротники, хвощи, плауны, кораллы, давно вымершие насекомые – коломиты, пластинчато-жаберные моллюски.

– В каменноугольный период эры палеозоя море наступало и отступало не менее 200 раз, поэтому тончайших слоев и прослоек в окаменелостях тоже не менее 200, – рассказала корреспонденту "Ведомостей" заведующая отдела природы областного краеведческого музея Валентина Попова. – Растворенные в воде соли отложились на форме, которая образовалась после гниения растений.

– Девять лет назад я был поражен красотой этих рисунков, – включается в разговор владелец коллекции. – Правда, увидеть их непросто: узоры расположены внутри камня, причем в каждом слое – какой-то иной. Я решил во что бы то ни стало спасти их.

С 1995 года Сергей стал приносить находки домой, просушивал на сквозняке, чтобы рисунок не разрушался, а затем аккуратно раскладывал в ящиках. Несколько лет назад пятнадцать ящиков с образцами он решил подарить детскому эколого-натуралистическому центру в Антраците. А потом с энтузиазмом принялся собирать новую коллекцию.

ОБВИНИЛИ В ПОДДЕЛКЕ

Как-то в Луганске Сергей решил показать несколько экспонатов редактору одной из областных газет. "Журналистка решила, что я раскрасил каждый листочек в желтый цвет кисточкой, – со смехом вспоминает Сергей. – Я ей все объяснил, но она не поверила, взяла нож, попыталась вскрыть другие слои, даже молотком постучала. А потом свела меня с краеведами и даже организовала презентацию передачи коллекции в музей".

Сергей Гризодуб с гордостью рассказал, что он шахтер в третьем поколении. Отсюда, наверное, и его романтическое отношение к подземным сокровищам.

ЦВЕТЫ С МОЛОТОЧКА

Сергей заразил своим интересом к каменным квазицветам всю молодежь в своей бригаде. Парни стали искать в подземелье для своих девушек подарки. Найдут и радуются, ведь, по поверью, каменный цветок обязательно принесет счастье.

– На подземных картинах чаще всего просматриваются разнообразные элементы морского дна – одиночные кораллы, моллюски, трилобиты, – рассказывает Сергей. – Есть и крылышки стрекоз, и, конечно же, квазицветы. Их у меня два ящика – каменных эдельвейсов и подснежников, почти 200 штук. (Именно их чаще всего напоминают окаменелости).

ПОДБРОСИЛ КРАЕВЕДАМ РАБОТЕНКУ

Переданная музею коллекция имеет научную ценность. Но первоначально нужно провести сортировку, обработку каждого образца. А их – около 1000. На одном образце может быть представлена флора нескольких видов – до десяти на крошечном образчике. Часть из них имеет к тому же неплохую наглядную ценность для музея. Их можно использовать в экспозициях.

– Предварительно уже можно сказать, что этим окаменелостям в среднем 300 млн. лет. Но могут попадаться экземпляры и другого возраста, – считает Валентина Ивановна Попова. – То, что нам привозили в прошлом году, – это окаменелости на песчаниках, найденные на обнаженных скалах. А шахтные находки образованы на аргелитах, – породе, которая сопутствует каменному углю. Они более тонкие, хрупкие, и на них более мелкий, почти ажурный узор. В каждом миллиметре этой породы заключен другой, не менее интересный рисунок. Но, конечно же, расслаивать всю коллекцию мы не будем.