Правительство России обсуждает возможность распространения налоговых каникул на нефтегазовые проекты, реализующиеся на шельфе, сообщил глава Минпромэнерго Виктор Христенко 30 июля.
По его словам, речь идет в первую очередь о проектах на шельфе, а также "о сложных проектах". "Изменения рассматриваются для тех провинций, которые будут создавать основу для нефтедобычи на ближайшие десятилетия", – пообещал министр.
При этом министр отметил, что предлагаемые налоговые каникулы будут действовать по аналогии с теми, что сейчас распространены в Восточной Сибири.
Закон, вводящий налоговые каникулы по НДПИ, был принят 27 июля 2006 года. Он вводит нулевую ставку налога, которая сроком на 10-15 лет (или до "выработанности" месторождения до 20%) будет предоставляться компаниям, начинающим освоение новых участков
В 2004 году, Exxon и Chevron лишились прав на "Сахалин-3", а в 2006 году Shell под давлением российских чиновников отказался в пользу "Газпрома" от контрольной доли в крупнейшем нефтегазовом проекте на шельфе России – "Сахалин-2", чтобы избежать угрозы выплаты многомиллиардных экологических штрафов.
Однако после заключения сделки проблемы с природоохранным министерством у западных инвесторов сами собой урегулировались: оператор "Сахалина-2" Sakhalin Energy отделалась штрафами в 5 млн рублей, причем львиную долю из них уже оспорила в арбитраже.
Еще одно крупнейшее шельфовое месторождение – Штокмановское – принадлежит "Газпрому". Поначалу монополист намеревался самостоятельно осваивать богатейшие залежи газа в Баренцевом море. Позднее он то открывал, то закрывал двери в проект. Компаниям, претендующим на участие в разработке месторождения, было предложено делиться технологиями, доступа к добыче им, однако, обещано не было, пока 12 июля глава "Газпрома" Алексей Миллер сделал заявление о том, что достигнуты договоренности с французской компанией Total о работе на Штокмановском месторождении.
Таким образом налоговые каникулы затронут в первую очередь крупнейшие госкомпании. "Газпром" и "Роснефть" считаются главными лоббистами закона о дифференцированном налоге на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Закон выгоден нефтяникам, так как выработанные скважины рентабельны только при высоких ценах на нефть. Если нефть дешевеет, добыча становится невыгодной, скважины консервируют, а дорогостоящий природный ресурс остается в земле. По расчетам МЭРТ, бюджет России теряет от действия этого закона около 50-70 млрд рублей в год.